Я обычный прихожанин обычного сельского прихода, которых в России тысячи.
Жизнь любого прихода интересна. Здесь, можно сказать, как в семье. Бывает всякое.
В ночи…
Три часа ночи, мое чтение Псалтири в храме (перед престольным праздником Успения Божией Матери) до четырех утра, потом придет сменщица. Слышу сзади шаги, краем глаза вижу троих молодых мужчин суровой внешности в кожаных куртках. Проезжая мимо храма, который у самой дороги они явно не ожидали увидеть его открытым. Я продолжаю читать, один трогает за локоть: «Где можно поставить свечи?» Отрываюсь от чтения: «За здравие или упокой?» «За то и другое». Показываю. Ставят свечи, творят крестное знамение, кланяются, оставляют деньги, некоторое время задумчиво слушают мое чтение на церковно-славянском, затем тихо уходят. Кто они, откуда, что их ждет – неизвестно?
Розы от Матронушки
Побывал в Покровском монастыре в Москве, где покоятся мощи св. Матронушки. Давно не видел такой огромной очереди, точнее две одна к ее иконе, другая к мощам. Люди несут живые цветы охапками. На протяжении всей улицы Таганской стоят продавцы цветов, продают дешево, с улыбками. (Это ж сколько народу кормит Матронушка!). Что интересно, каждый, побывавший в монастыре, получает живые цветы, которые принесли другие. Мне достались три бутона роз: белый, красный и желтый, со временем они усохли, стали миниатюрными, но не потеряли цвет и форму. Любопытно, что напротив монастыря, наискосок находится антипод православия – церковь сайентологии, и там тоже толпится народ.
Ниспослание дождя
В детстве во время сильной засухи бабушки собирались и с иконой Божией Матери обходили деревню «посолонь» по солнцу с пением молитв о ниспослании дождя. Как правило, дождь изливался на землю. Это всегда удивляло. На небе только что не было ни одной тучки, и тут обильный дождь. А как слаженно и красиво пели бабушки! «Христос окреся…». Все в белых платочках, ситцевых юбках, шли степенно с осознанием правоты своей веры.
Православный Майкл
Вместе с коллективом совершил паломничество на Ганину яму, то самое место, куда большевики сбросили трупы членов убиенной царской семьи. Заезжали в Чимеево и Далматовский монастырь (Курганская область). Икона Чимеевской Божией Матери – это лицо крестьянки. Похожей иконы больше не видел.
Вместе с нами американец Майкл из православной семьи, очень непосредственный и даже наивный. В автобусе наши прихожанки его опекали: «Майкл, протягивай ножки, протягивай!», в смысле ножки должны отдыхать после хождения по монастырям. В храме Николая Чудотворца на Ганиной яме ночевали на полу, легли ногами к алтарю, на что батюшка заметил, что рано так еще ложиться, надо головой к иконам, перестроились и крепко уснули, несмотря на холод. Спасибо настоятелю храма, который снабдил матрацами.
Одержимые
Начальник райотдела Г. попросил быть крестным у его сына. На таинство крещения собралось довольно много народа. Впервые наблюдал, как в очереди к купели одну женщину стали бить припадки. Двое мужчин держали ее за руки, батюшка лил святую воду ей на голову, пока она не успокоилась. В монастыре Святых Царственных Страстотерпцев под Екатеринбургом наблюдал похожую картину. Одна блаженная жутко сквернословила, изрыгала проклятья всем и вся, пока настоятель монастыря не заставил ее поцеловать наперсный крест. После этого женщина успокоилась, но, как мне сказали, ненадолго. Ее оставили в монастыре, надеясь на излечение с Божьей помощью.
Символ Веры и горячая Вселенная
Не устаю поражаться чеканным строкам «Символа веры». В 147 словах (на церковнославянском) – вся суть основ христианского вероучения, составленного и утвержденного на 1-м и 2-м Вселенских Соборах в 325 и 381 годах. С тех пор ни одно слово в Символе веры не менялось! Но какие это слова! Такое чувство, что Символ веры диктовал сам Господь. «Света от Света. Бога истинна от Бога истинна…». Почти 17 веков назад в этой фразе уже было открытие, которое сформулировал ученый Гамов (говоря церковным языком, отделение света «тварного» от «нетварного» в модели горячей Вселенной).
В граде аффтар жжот
Заметил, что прочтение молитв и книг на церковно славянском и современном русском разительно отличаются. Читать на втором, все равно, что есть пищу без соли. Язык наших пращуров – церковнославянский – остался чистым, в него не проникли всякого рода «дездрапермы» (сокращенное название ребенка женского пола от «Да здравствует Первое мая») и «аффтар жжот». Церковнославянский язык выполнял роль верхнего культурного слоя в языке – того слоя, который обслуживал высокие формы языка. Сравните: «град» и «город», «виждь» и «смотри», «глас» и «голос», «брег» и «берег». Увы, сегодняшний русский язык это чудовищная смесь жаргонов, канцеляризмов, иностранных слов и прочей дребедени.
Торопливые проводы
Последние годы обряд похорон упростился. Раньше хоронили на третий день, теперь чаще «ховают» на второй день. Все делается быстро (похоронных контор много), и хорошо, если гроб погрузят в приличный катафалк, а когда подъезжает разбитая машина со следами ржавчины, то везут уже не почившего, а отходы, мусор. Раньше хоронили с духовой музыкой, теперь почти нет. Похороны из торжественного обряда превратились в утилизацию отжившего человека. Крест кладут в машину, а должны нести впереди процессии хотя бы какое-то время.
Божьи дети
На пасхальной службе храм всегда полон. Особенно выделяются своей непосредственностью цыгане. Они приходят дружной толпой, много молодых семей, приносят с собой огромные корзины с провизией для освящения, крестятся истово, иные коленопреклонённо. Мне кажется, что Господь к ним более снисходителен, чем к другим своим детям.
Жертва
Когда несут блюдо для пожертвований, то всегда есть искушение выделиться и пожертвовать больше, чем другие. Бабушки дают по десятке, а тебе хочется дать пятьдесят или сто рублей, но понимаешь, что бабушки все равно дают больше, как та новозаветная вдова. Они жертвуют, может быть, последнее.
Дорогая цена
Ах, тетушки, мои тетушки! Что вы натворили?! После того как у одной моей тетушки погибла шестилетняя внучка (сбила машина), а у другой вскорости 25-летний сын попал в автоаварию и тоже погиб, тетушка Татьяна призналась:
– А ведь эти смерти из-за нас, старых дур.
– Почему?
– Да потому что мы купили книжку по черной магии (Папюса) и начали вызывать духов.
– Довызывались. Дорого же вы заплатили за общение с темными силами!
– Да, дорого (плачет), ничего не поправить. А ту книжку я сожгла, если бы знать наперед, если бы знать…
Гороскопы, гороскопы
Удивительное рядом! Тяга наших православных к гороскопам неистребима. Одна прихожанка восхищена: «Прочла гороскоп, как правильно все написано и точно!». Пусть встречаем 2 новых года по новому и старому стилям, так некоторые встречают третий – по восточному календарю. Другие верят в приметы: «Ты парень, дырки на джинсах зашей, а то деньги водиться не будут».
Голуби над храмом
Причащался в храме Христа Спасителя в Москве. Пожертвовал на храм энную сумму, получил богато оформленную Благодарность от храма, приобрел дорожную Библию в кожаном переплете с золотым тиснением, текст на тончайшей папиросной бумаге. Храм – символ. Разрушенный и воссозданный. Над куполами летают голуби особой породы. То свечкой взмывают в синее небо, то падают камнем вниз к земле.
Больше епархий, хороших и разных!
В Русской Православной Церкви разукрупняются епархии. Процесс разукрупнения начался с приходом патриарха Кирилла (2009): на момент его интронизации их было 159, через три года – 225, а в апреле 2015-го – 287 епархий, (по данным сайта РПЦ). Так, в Омской области вместо одной епархии стало 4: Омская, Калачинская, Исилькульская и Тарская. Хорошо это или плохо? Мои дальнейшие записи о том, как, по сути, глобальная церковная реформа сказывается на жизни отдельного прихода.
Перемены
После приходского собрания во главе с правящим архиереем Ф. начались радикальные перемены. О. А. попал в опалу. Вместо него приход возглавил о. С.
Отца А. указом правящего архиерея лишили возможности служить, носить крест и благословлять до 2021 года, пока не принесет покаяния. Прихожане недоумевают, за что должен каяться о. А.? Причина нестроений – деньги. О. А. просто в силу своей привычки не смог бы обеспечить требуемые поступления в епархию, он был категорически против коммерциализации церкви, новых порядков. В чем-то я понимаю о. А. Он служил у нас почти 20 лет, можно сказать, что создавал приход с нуля при Владыке Феодосии (Мир его праху! Мудрый был пастырь!). Теперь о. А не ходит в храм, где ему стены были когда-то родными, молится дома, келейно. Прихожане, его поддерживающие, ездят на молитву в храмы соседних районов. Так впервые, наверное, со времен обновленцев у нас появилось две группы прихожан: одни за о. А, другие ходят на службы о. С.
Свой батюшка
Позвонила Т. давняя поклонница о. А. Говорила долго. Смысл говоренного: «Батюшка – святой человек, он даже денег в руках никогда не держал». Я ответил, что это, наверное, плохо, что батюшка не держал в руках денег, в смысле не занимался рутинными хозяйственными делами по дому. Из чувства благодарности и даже благоговения перед ним прихожане считали за честь освободить батюшку от тягот бытия. Отцы церкви предостерегали от подобной идеализации батюшек. Наверное, привыкание только к «своему» батюшке имеет и свои отрицательные стороны.
Встретился с прихожанкой М. Она расстроена нестроениями в приходе, сменой батюшек. «Мы привыкли к о. А, он нам дорог, а эти пришли (после образования новой епархии) будто «захватчики», нет никакого желания ходить в храм». М. находила утешение в храме после смерти от болезни ее внука 19-ти лет. Таких, как она, обиженных прихожанок много, женщины острее реагируют на несправедливость. Их труднее переубедить.
Подставь щеку левую?
Прихожанин из противоположного батюшке С. лагеря порезал шины его автомобиля. Якобы под предлогом того, что батюшка оставил свое авто на ночь на территории храма. Конечно, прихожане в основном сей поступок не одобрили. Дело дошло до суда. Прихожане из группы, не принявшей нового батюшку, ждали, что он простит правонарушителя, но о. С. отказался это делать, ввиду нераскаяния виновного. Это не тот случай, когда надо подставлять другую щеку.
Звонок
Снова звонила прихожанка Т. Долго сетовала на коммерциализацию церкви. А Христос-то изгнал торговцев из храма вервием! Она сказала это с торжеством в голосе! В храме произошли изменения, у икон появились бумажки со словами молитв, стало больше ящиков для сбора пожертвований и много разных свечей. Цены на свечи рассчитаны на богатых и на бедных.
Характеры
Батюшки о. С и о. А различаются сильно. Первый женат, дети, у второго обет безбрачия. Первый – жизнелюбивый, не прочь и за столом посидеть душевно, второй – строже, особенно к прихожанам, может, даже излишне строг, что иногда порождает непонимание между ним и прихожанами. Русские православные чаще желают верить, не напрягаясь. О. А. редко идет на компромиссы и в вопросах веры почти не делает различий между детьми и взрослыми, но ему явно не хватает жизненного опыта, которого у о. С. с избытком.
Не наше дело?
Правящий Архиерей Ф. на первой встрече произвел очень приятное впечатление. Умный, простой, любит пошутить, но, когда я обратился с просьбой пояснить ситуацию с о. А., мне дали ответ, суть которого свелась к тому, что нечего прихожанам и, особенно журналистам, вмешиваться в дела церковные между архиереем и священниками. Ну и какое место нам, прихожанам, отведено в церковной жизни?
Бог троицу любит
Отцу С. как вновь назначенному Благочинному нашего прихода пришлось несладко. Прихожане бывшего батюшки чего только не писали на него во всякие инстанции, не понимая того, что о. С. был назначен на приход указом правящего архиерея, и никакой вины его в том не было, он старался честно исполнять свой долг, как солдат на посту, и успел даже прийтись ко двору. Только все стало налаживаться, как о. С. впал в немилость правящего архиерея и до того впал, что он был переведен, читай сослан, в отдаленный бедный приход. Наблюдая за всем этим, я пришел к выводу, что у священников, по сути, нет никаких прав. У Николая Лескова в «Соборянах» протоиерей Савелий Туберозов сильно пострадал от епископа из-за желания служить Богу и людям, и как будто со страниц той книги сошли раздумья такого же о. С., только уже не из девятнадцатого, а из двадцать первого века: «К большому сожалению, в нашей церкви, священники для архиерея нечто среднее между плевком и сушеным тараканом (особенно деревенские). Разотрут, и ничего не останется. А священник не только за себя боится, но и за семью. Они в первую очередь страдают. Особенно стыдно за то, что Бога мы меньше боимся, чем Владык наших». О. С. настоял на своем переводе в другую епархию. К нам пришел уже третий батюшка.
Молитва, деньги?
Смирение, послушание и пр. До каких пределов они могут простираться? Где заканчивается смирение и начинается унижение, где заканчивается послушание и начинается раболепие из-за страха перед правящим архиереем? У о. С. огромный опыт служения, он отличный психолог-практик, служил в армии, видел всякое и терпеть унижения не будет. О. С. признался мне, что стал с ужасом замечать, что думает не о молитве, а о том, как найти деньги для уплаты возросшего налога в епархию, для хозяйственных нужд и пр. На предпринимателей надежды ослабли. Кризис.
А картошечку пополоть!
Поучителен пример владыки Гавриила, епископа Хабаровского и Владивостокского. Образованнейший человек! Трудился секретарем Русской Миссии в Иерусалиме, долгие годы возглавлял Псково-Печерский монастырь, но характером неисправим, священники и послушники от него стонали. Определением Синода в 1991 г. владыка был временно отстранён от управления епархией. Определением Синода в том же 1991 г. уволен за штат и направлен для полного раскаяния в Псково-Печерский монастырь под наблюдение местного архиерея. В течение 3-х лет ему было не разрешено совершать церковного служения. Бывшему епископу пришлось потрудиться – пропалывать картошку у своих прихожан и жить на скудные заработки и подаяния. А может, неистовых владык иногда и надо на прополку картошки-то.
«Прости нам…»
Люблю праздник Святой Троицы. Он весь такой зеленый, сияющий. В храме пахнет свежей травой, березовым листом. В День Святой Троицы впервые после Пасхи читается молитва «Царю Небесный». В этот великий день – день рождения Церкви – после Литургии служится вечерня, во время которой читаются коленопреклоненные молитвы. Батюшка перед нами на коленях, и мы перед ним: и директор предприятия, и фермер, и пожилая прихожанка, и молодая семья, и чиновник из Омска... «Прости нам согрешения наши и, приняв наши коленопреклоненные моления, подай всем нам руку помощи, прими молитву всех…».
Купель
Гуляли по Ачаирскому монастырю. Подошли к открытому горячему источнику. В нем две пары юношей и девушек в «рубище» от Адама и Евы без фиговых листков. Купаются. Не стали мешать этим «детям природы», да и неуместны были бы всякого рода сентенции. Молча повернулись и даже не обсуждали поведение молодых людей.
Колокол
Тобольск. Древний, как само Писание. Был там три раза. Город становится все краше. Тобольский Кремль отреставрирован, сияет, словно новая игрушка. Каждый раз прошу разрешения подняться на колокольню и ударить в самый большой колокол Сибири и Урала. Язык колокола, или било, весит почти тонну. Когда он касается края колокола, раздается гул, слышимый за 20 километров. Ты стоишь под колоколом, и его мощный звон пронизывает тебя насквозь, но дискомфорта нет, наоборот, чувствуешь какой-то прилив сил и энергии. Люди улыбаются.
Техника безопасности
«Не борись с Денницей, не загружай Господа!». Вначале эти слова незнакомого прихожанина показались мне странными, но, поразмыслив, я понял их суть. Денница – падший ангел, бывший любимый ученик Господа настолько преуспел в кознях против людей, что бороться с ним неподготовленному человеку смертельно опасно. Интересно, что врага рода человеческого старец Паисий Святогорец называл «тангалашкой», не упоминая его настоящего имени.
Дружить с Господом хотелось бы, но как мы ищем его расположения? Чаще всего что-то просим, то здоровья, то содействия в делах и пр. Если у Бога есть свой кабинет, то он, наверное, заклеен стикерами с просьбами от пола до потолка.
Без пупка или с пупком?
Каким должен быть Бог, если во Вселенной существуют звезды диаметром в миллиард (!) километров! К слову диаметр нашей Земли – 12,5 тысячи километров. Песчинка в космосе! О человеке и говорить нечего!
Адам и Ева одновременно друг другу: брат и сестра (Сотворены Богом Отцом), муж и жена («И создал Господь Бог из ребра, взятого у человека, жену, и привел ее к человеку». (Быт 2:21−23), отец и дочь (Ева сотворена из ребра Адама). Еще один интересный момент. Согласно библейскому преданию Адам создан из глины, а Ева – из его ребра. Но в изобразительном искусстве разных эпох, как светском, так и церковном, Адам и Ева изображаются с пупком. «И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему [и] по подобию Нашему…». (Быт 1:26). Выходит, что у Господа тоже есть пупок? Откуда? Возникла дискуссия. В XIX веке даже вышла монография британского зоолога Ф. Госсе «Омфалос». Омфалос – на греческом «пупок».
Сестры
Пример великого служения Господу. Две сестры, две тайные монашки из родной моей Пресновки Оконешниковского района. Оставались верными учению Христа в годы репрессий, в годы богоборчества при Хрущеве, их пугали милицией, а они молились и упорно не ходили на выборы, портя статистику «единодушного» голосования. Одна сестра уже упокоилась, второй за 90 лет, но до сих пор шьет, вяжет носки и молится. Кремень-старушка!
Предчувствие
Вечером разговаривал с молодым работником прокуратуры, просто о жизни. Утром следующего дня парень погиб в автоаварии. Оказывается, когда мы беседовали, ему оставалось жить 12 часов. Было ли предчувствие ухода? Прокручиваю заново разговор. Речь у него была чуточку замедленной, как будто он старался растянуть время, подал руку и долго ее не отпускал, глазами уже не здесь. Все это вдруг выявилось, когда его не стало. Две тайны в мире есть: «Не помнишь, как родился, не знаешь, как умрешь». Был человек, и нет. Вдруг дошел смысл выражения, что каждый день надо проживать, как последний, и тогда, может быть, стало бы меньше суетного, злого, ненужного.
Пост
Подчас святые выражали свои мысли очень ярко и парадоксально, например: «Вы постом хоть мясо ешьте, только друг друга не ешьте». Для Господа, конечно, гораздо важнее наше мирное устроение духа, наше теплое отношение друг к другу, наше великодушие, наше снисхождение к недостаткам ближни, или даже к обидам, если они нам наносят. Это Господу угодно. Протоиерей Александр Ильяшенко.
Глас вопиющих…
Оказывается, священники очень даже демократично обсуждают проблемы церковной жизни на сайте «Дiаконникъ», правда чаще под никами.
Pastor. Отцы, а кто-нибудь постиг сию тайну: зачем весь этот раздел-передел. Мне кажется, что благодаря такому количеству архиереев «первый среди равных» чувствует себя гораздо выше остальных (вроде как молоко водой разводит). Ближе к народу никто не становится, по крайней мере, на горизонте видимости. А вот то, что мы выть начинаем от всех этих отчётов, планов, комиссий, проверок, это да. Как будто советские уполномоченные вернулись, только в клобуках. А Церковь всё больше пытаются превратить в некое госучреждение.
Священник Андрей. Недоверие идёт именно со стороны священноначалия: только этим можно объяснить, что спускается указание об увеличении суммы налога на 100-500%. То есть архиереи предполагают, что все Приходы имеют свободные средства в таком количестве, что способны выплатить требуемые суммы. Но это уже походит даже не на доверие, а на паранойю: как епископы вообще относятся к духовенству, если способны всех заподозрить в таком воровстве и в таких масштабах???
Д. Александр. Видел трех молодых владык, заступавших на кафедры. Все они на собраниях божились, что никого не обидят – прошло немного времени и... начались «благоустроения», достойные пера Стивена Кинга, ведь архиерей – это Хозяин всего, что есть в епархии.
В Греции все есть!
И снова о правах батюшек. А может, как в Греции? Там Церковь имеет статус государственного института, и православное духовенство, соответственно, считается госслужащими. Каждый клирик получает государственную зарплату и соцпакет, как самый обычный чиновник?
«Вси бо вы сынове Божии...»
Церковь – это народ! Вот так просто ответил на мой вопрос о. С.
А без нас, прихожан, радеющих ли или не очень, никакой церкви не станет. Люблю эти строки из Послания к Галатам апостола Павла: «Вси бо вы сынове Божии есте верою о Христе Иисусе» (Гал. 3:26). «Елицы бо во Христа крестистеся, во Христа облекостеся» (Гал. 3:27). «Несть Иудей, ни Еллин: несть раб, ни свободь: несть мужеский пол, ни женский: вси бо вы едино есте о Христе Иисусе» (Гал. 3:28).