Дело Елены Зыряновой, решившейся на досудебное сотрудничество с прокуратурой, выделили в отдельное производство. (ИЗ ЗАЛА СУДА)
Сегодня, 10 марта, в Центральном райсуде Омска началось рассмотрение по существу дела Елены Зыряновой, которую следствие считает соучастницей преступного сообщества под руководством главы СРО «Первая гильдия строителей» Станислава Мацелевича.
Напомним, БК55 неоднократно обращался к данному делу. Вкратце, Станислав Мацелевич, обладая высшим юридическим образованием и соответствующими знаниями, организовал преступное сообщество с четким распределением ролей и обязанностей. Целью была банковская деятельность, не подконтрольная государственным структурам, которая предполагала получение дохода в особо крупном размере. В ОПГ входило более десятка человек.
В ходе расследования были обнаружены почти полсотни подставных фирм – через них проходило обналичивание денег. По данным прокуратуры, фигуранты осуществили финансовые операции на 9 млрд 216 млн рублей, а преступные доходы составили свыше 322 млн рублей.
Ранее уже была осуждена одна из членов преступной группировки, бухгалтер Екатерина Бунакова – она получила четыре года и месяц лишения свободы условно.
Сегодня же перед представителями омской Фемиды оказалась коллега Бунаковой – бухгалтер Елена Зырянова, которая также трудилась в ООО «Омский бухгалтер», также работавшем на Станислава Мацелевича. Стоит отметить, что в ходе следствия Зырянова сотрудничала с прокуратурой, описав в меру своих возможностей структуру ОПГ, назвав некоторых клиентов и посредников, пояснив свои обязанности и других членов группировки.
Как показала в ходе 18 допросов сама Зырянова, в 2007 году она, получив средне-специальное образование по направлению «Бухгалтерское дело», устроилась в ООО «Юридическая фирма «Просто». Со слов девушки, поначалу она думала, что выполняет обязанности, предписанные должностной инструкцией по её специальности.
«Устроилась к Мацелевичу по объявлению в газете, искала работу бухгалтера. В ходе собеседования он принял меня на зарплату в 7000 рублей. Составляла бухгалтерские декларации, взаимодействовала с Налоговой, соцстрахом, Пенсионным фондом. В 2011 году у Мацелевича возник конфликт с прежним главным бухгалтером Устюговой Еленой. Ее уволили, взяв на ее место меня и Бунакову», – рассказала сегодня Зырянова в зале суда.
Таким образом, обвиняемую вовлекли в преступное сообщество именно в 2011-м (когда она уже работала не в ООО «ЮФ «Просто», а в ООО «Омский бухгалтер»), и длилось это сотрудничество вплоть до 2014 года, когда ОПГ попала в поле зрения правоохранителей. Зырянова указала, что занималась совместно с Бунаковой учетом безналичных средств, поступавших на счета подконтрольных фиктивных юрлиц, осуществляла переводы денежных средств между счетами подконтрольных же сообществу организаций через системы удаленного доступа с помощью всемирной Сети. Обвиняемая упомянула: общение между членами ОПГ происходило как по телефону, так и посредством одного из популярных в интернете почтовых сервисов. При этом, например, Станислав Мацелевич в переписке завуалированно именовался как «С.В.» либо «шеф».
Оклады работников ООО «Омский бухгалтер» также согласовывались с Мацелевичем, хотя, по словам подсудимой, де-юре его отношения с упомянутым ООО каким-либо образом не были прописаны. Официальный оклад Зыряновой составлял 15 000 рублей, однако фактически в 2011 году она получала наличными порядка 50 000 рублей. Впоследствии выплаты регулярно индексировались, достигнув на момент задержания фигурантки 100 000 рублей ежемесячно. Она также отметила, что аналогичная сумма разово была выплачена в период декретного отпуска. Отпуска же по уходу за ребенком Зыряновой не предоставили.
Кстати, именно сын обвиняемой, похоже, и стал одним из основных мотивов ее сотрудничества с преступным сообществом.
– Что было определяющим моментом Вашего участия в деятельности ОПГ? – вопросил судья Сторожук, обращаясь к подсудимой.
– Состояние ребенка моей подзащитной вынуждало ее закрыть глаза на противозаконность происходящего, – попытался пояснить адвокат.
– Попрошу избегать явного подталкивания обвиняемой к ответу, – слегка осадил судья защитника.
Зырянова пояснила: да, действительно, в 2012 году она родила сына, которому с первого дня жизни поставили серьезный диагноз. Поначалу лечение требовало немалых денежных вливаний: трат на диагностику, лекарства и реабилитацию. Сейчас состояние ребенка удалось стабилизировать, однако для его поддержания все равно не хватает средств, которые подсудимая получала помимо дохода от бухгалтерской деятельности.
Экс-бухгалтер сообщила, что занимается также индивидуальной предпринимательской деятельностью в сфере розничной торговли, которая приносит нестабильный доход в размере 20-30 тыс. рублей в месяц. Еще 15 тыс. рублей она получает, будучи матерью ребенка-инвалида. Вдобавок Зырянова финансово помогает своей матери-пенсионерке и гасит коммунальные платежи за квартиру сестры, где вся семья и проживает.
В ходе процесса Зырянова несколько раз выразила раскаяние в содеянном. Судья Сторожук, выслушав гособвинение, подсудимую и адвоката, постановил назначить следующее заседание на 17 марта, обязав стороны подготовиться к прениям и предположив, что, возможно, через неделю слушание дела будет закончено.