Поводом к столкновению стала мирная на первый взгляд тема молочных закупок.
На сегодняшнем заседании комитета Законодательного Собрания Омской области по аграрной политике обсуждалась наряду с прочими тема молочного животноводства. Замминистра сельского хозяйства Лариса Машинская рассказала, что, несмотря на выплату субсидий (2 рубля 60 копеек за литр), объём молока, которое продают перерабатывающим предприятиям владельцы личных подворий, в 2016 году уменьшился. Виной тому паводок, из-за которого некоторые селяне были вынуждены избавиться от своих коров, а также низкие закупочные цены и «ухудшение расчётов». Проще говоря, в ряде случаев выплаты за молоко существенно задерживаются. Особенно много соответствующих жалоб поступает из Нижнеомского и Горьковского районов.
Тем не менее министерство ждёт, что в этом году молока будет закуплено немного больше. Глава комитета Анатолий Беззубцев, как выяснилось, не разделяет этого оптимизма и вообще не понимает, как может произойти такое увеличение.
– Откуда возьмётся это молоко? – спросил он Машинскую. – Что человек, который в прошлом году продал или зарезал свою корову, в этом году пойдёт покупать новую? Если у него коровы нет, работы нет, он скорее будет думать, как утекнуть в райцентр...
Заместителю министра оставалось ссылаться на хорошую февральскую статистику и на возможность улучшения ситуации с расчётами, которое-де простимулирует «частника». Но у других депутатов есть своё мнение по этому вопросу.
– Уменьшение поголовья скота – это проблема, существующая по всей России, – заметил Сергей Головачёв. – Нужно ли сдерживать этот процесс? Нужно ли, чтобы фермер держал где-то на севере 70 убыточных коров, рассчитывая только на поддержку власти? Мы постоянно пытаемся поддержать то, что неэффективно. Может быть, нам не давить на молоко и не бояться, что его объём снизится?
Головачёва поддержал один из приглашённых – глава Русско-Полянского района Анатолий Жаров.
– Никто из обсуждающих не жил в деревне и не понимает, что такое личное хозяйство. Держать 5-7 коров – вы представляете, какая это кабала? Нужно 365 дней в году ухаживать за ними. Будут ли молодые люди этим заниматься? Это время уже давно ушло.
Тут в происходящее вмешался глава Нижнеомского района Анатолий Стадников.
– В телеграмме, которой меня сюда пригласили, – начал он, – говорилось, что будет обсуждаться поддержка села. Я пока ни слова об этом не услышал – только о закупке молока. Но ведь пока не будет настоящего внимания к селу – ничего не будет! Не в коровах дело, а в том, что уменьшается население. Вот мне люди на встречах задают вопрос: как добраться до Омска? Мы вернулись по транспортному сообщению в 1966 год, когда я, будучи студентом, до города сутки добирался. У нас весной месяц нет дорог, осенью месяц... И кто в таких условиях поедет в село держать корову? Самое главное – это социальное развитие села. У нас сейчас средний возраст жителей – 53 года! И мы фактически всё делаем, чтобы молодёжь в село не поехала.
Дальше Стадников рассказал про проблемы с оплатой ЖКХ; про газовые баллоны, за которыми селянам нужно ездить в райцентр; о том, что Нижнеомский маслозавод не платит за молоко. Его эмоциональное выступление оборвал депутат Николай Величев:
– Мы собрались здесь по конкретной теме! Это вы – исполнительная власть, а мы – законодательная, и мы не отвечаем за автобусное сообщение и прочее. Мы не можем решать такие проблемы – мы можем только требовать с вас, чтобы вы их решали. И в этом наша слабость!
Тут пришлось вмешаться Беззубцеву. Он признал, что проблем у наших селян и правда очень много, но сейчас речь только о закупках молока. После этого депутаты дружно «приняли к сведению» всё услышанное и отпустили глав районов. Можно не сомневаться: ситуация на селе лучше не станет.