Подполковник, ветеран боевых действий в Приднестровье и на Северном Кавказе, член общественной организации «Боевое братство» рассказал, насколько важен сегодня патриотизм и почему россияне должны гордиться своим национальным прошлым.
– Анатолий Евгеньевич, как складывалась Ваша жизнь до войны?
– Учился я в 40-й школе. Учился так... ну, как все пацаны. Когда я ушел после 8 класса, учителя перекрестились, мол, наконец-то Полежаев нас покинул. Затем я оказался в авиационном техникуме. Что мне нравилось, так это то, что при советской власти у нас была какая-то определенность. Стипендия на первом курсе у нас была 30 рублей, на втором-третьем – 45, а на четвертом – 60 рублей, тогда как в остальных институтах стипендия была по 40 рублей. И мы уже не просили деньги у родителей на карандаши, ватман, ручки, мы могли все покупать самостоятельно. К тому же можно было заработать деньги на практике или в стройотряде. Но для того, чтобы попасть в стройотряд, нужно было предоставить справку о том, что ты не пьешь, не куришь, хорошо учишься и стать членом стройотряда достоин. Я горжусь тем, что своими руками возводил АТС и пивзавод на Левом берегу, сейчас он называется «Росар».
– Когда Вас призвали в армию? В каких боевых действиях Вы участвовали?
– Призвали меня в армию... Как помню, уже было 30 мая 1982 года. Прихожу в военкомат, говорю: «Уже весенний призыв ведь закончился, а я?». Меня спрашивают: «А ты где?», я говорю: «На «Полете». Наших выпускников с заводов Попова, Карла Маркса, Агрегатного, Куйбышева – всех призвали, а Баранова и «Полет» – бронь. Я написал рапорт на имя военкома. Мне говорят: «Все, жди». А я: «Что, завтра с вещами?» – «Какое завтра? Призыв закончен, осени жди».
Осенью пришла повестка. А меня тогда отправили в колхоз на картошку. Сказал председателю колхоза, он мне предложил до следующей весны подождать, но я отказался – пора. До утра автобуса ждать не стал, поймал попутку, фуру с зерном. Сел туда, а водитель меня спрашивает: «Ты что такой довольный?». Я говорю: «В армию забирают!» А он мне: «Запомни, сынок: забирают в тюрьму, а в армию призывают». Эти слова я запомнил на всю жизнь.
На войне я стал связистом, этого я даже сам не ожидал. Я думал: «Где я, а где азбука Морзе?» Я хотел работать с самолетами, хотя бы чего-то там покрутить возле двигателя, помпочки подвешивать... Но мы хотим одно, а армии нужны другие специалисты. Куда разнарядка есть, туда и отправляют. Но в авиации служить я тоже потом стал, стал воином-авиатором. Поступил в Курганское военно-политическое авиационное училище.
А воевать мне довелось в Приднестровье и на Северном Кавказе. Когда война закончилась, старался каждый год приезжать в родной Омск, он очень с тех пор изменился.
– Как Вы считаете, насколько у современных молодых людей развит патриотизм? Насколько важно развивать любовь к Родине?
– Вы ведь видите, что творится на Украине, когда никто не занимался вопросами патриотического воспитания, когда людей целенаправленно перепрограммировали. Мы этого не допустим.
Каждый народ имеет право на свою национальную гордость. Я хочу, чтобы наш российский народ тоже гордился своим славным историческим прошлым, в том числе и боевым. Нет такого другого народа, который бы трижды спасал цивилизацию, другого такого вы не найдете на планете Земля. А это наши предки, мы должны о них помнить. И уроки патриотического воспитания нужны для того, чтобы мы вспоминали об этом.
Как сказал Владимир Путин, единственная идея, которая может объединить наш народ – это патриотизм. И он перед нами поставил задачу не допустить искажения истории. А сейчас со средств массовой информации льются потоки лжи, чернухи, неправды, и как молодому человеку, у которого еще сознание не совсем определено, определиться в этом, что правда, а что ложь? Для этого и нужны встречи с молодым поколением.
Вода камень точит. Один раз поел, а на следующий день все равно кушать хочется. Поэтому и работа эта должна вестись целенаправленно и на постоянной основе. Если мы забудем об этом – мы потеряем свое прошлое. А если мы не будем иметь прошлого, мы не найдем настоящего и не найдем дороги вперед.