Омский политик и общественный деятель видит корень наплевательского отношения россиян к собственности, низкого предпринимательского потенциала, безразличия к общественно-политической жизни в двухвековом крепостном праве.
19 февраля 1861 года – император Александр II подписал Манифест об отмене крепостного права и Положения о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости, за что его стали называть «царем-освободителем». На основании этих документов крестьяне получали личную свободу и право распоряжения своим имуществом. В начале своего правления, Александр II держал речь перед московским дворянством: «Лучше отменить крепостное право свыше, нежели дожидаться, как оно само собою станет отменяться снизу».
Оценивая столь значимое событие в истории России, в обществе сложились диаметрально противоположенные мнения. Приверженцы патриархальности взаимоотношений крестьян и помещиков приводят доводы: член президиума Всемирного Русского народного собора, российский кинорежиссёр, актёр Н.С. Михалков о любви русского человека к твердой руке: «Но это были отнюдь не отношения раба и хозяина, а сыновей и отца. Многие крестьяне не хотели никакой «свободы». Да, иногда помещик порол крестьянина, так и отец же порет свое непослушное чадо. Эти люди, даже оставшись без господина, не становятся свободными – рабство у них в душе. Ведь что такое было крепостное право? Крепостное право – это патриотизм, закрепленный на бумаге. Человек был связан со своей землей-матушкой не только чувством долга, но и документально. Крепостное право – это мудрость народа, это четыреста лет нашей истории. И теперь, когда мне предлагают вычеркнуть эти четыреста лет из нашей истории, я говорю: – Братцы, так вы что же думаете, наши предки дураками были?»
Удивляет то, что защитник крепостного права видит себя исключительно в роли дворянина, но никак не готов примерить на себе роль крепостного. Председатель КС РФ В. Д. Зорькин: «При всех издержках крепостничества именно оно было главной скрепой, удерживающей внутреннее единство нации. Не случайно же крестьяне, по свидетельству историков, говорили своим бывшим господам после реформы: «Мы были ваши, а вы – наши». Весьма странно это слышать от судьи, призванного защищать права и свободы граждан, что внутреннее единство нации, удерживалось исторически лишь кнутом, унижением, бесправием. Господин Зорькин демонстрирует удивительную толерантность к крепостничеству – и на удивление виртуозно принимает сторону власть имущих, на всех исторических перекрестках.
Приверженцы патриархальных взаимоотношений, настойчиво прививают мысли о «особом Русском пути». В течение очень длительного исторического времени, в обществе насаждается миф о чужеродности демократической системы для России, а демократические процессы ассоциируются у граждан с хаосом, безвластием, распадом государства. Полагаю, что двести лет крепостного права в истории России по своим осуществленным разрушительным последствиям на характер и нравственность народа, превосходят любую потенциальную угрозу, исходившую когда-либо от внешних врагов. Крепостное право было настоящей трагедией для всего русского народа и позором для цивилизованного общества. Нельзя назвать благополучным то государство, где две трети населения в «законе мертвы», лишены гражданских прав и свобод. 23 миллиона человек с точки зрения законов Российской империи представляли собой полную частную собственность своих господ. Эта униженная, стонущая «крещеная собственность» продавалась с разлучением семей, ссылалась в Сибирь, проигрывалась в карты , погибала под кнутами и розгами от бесчеловечных наказаний до самой даты «освобождения» 19 февраля 1861 года. Без пощечин и зуботычин дворовым слугам не обходилось практически ни в одном барском доме. Где-то барыня предпочитала бить наотмашь башмаком по лицу крепостных девушек, ставя их перед собой в ряд, в другом месте высекли разом 80 служанок за невыполнение работы в срок. Наказания крепостных изменялись сообразно с расположением духа и характером господина.
Писатель Терпигорев вспоминал о своем дедушке-помещике, которого прозвали «дантист» за редкое умение одним ударом выбивать дворовым слугам зубы в минуту барского гнева, а то и шутки ради. В царствование Екатерины II, в летописях приводится историческое свидетельство о помещике, приказавшем «жечь углями подошвы ног дворового за то, что тот утопил двух барских щенков, которых его жене было велено выкормить своею грудью». Что может быть чудовищней, чем изображение красивой молодой женщины, прикованной цепью в подвале, которая кормит грудью барского щенка, а ее собственный ребенок в это время лежит у нее в ногах (картина Н. Касаткина). Иностранные путешественники, побывавшие в России во времена правления Екатерины, оставили записки, полные изумления и ужаса от увиденного. «Какие только предосторожности не принимал я, – писал один французский путешественник, – чтобы не быть свидетелем этих истязаний, они так часты, так обычны в деревнях, что невозможно не слышать сплошь и рядом криков несчастных жертв бесчеловечного произвола». В России главное и единственное значение имело богатство – «богатым все было можно». Любые попытки крестьян пожаловаться на невыносимые притеснения со стороны помещиков согласно законам Российской империи подлежали наказанию, как бунт, и с «бунтовщиками» поступали весьма жестоко.
Большинство крестьян России были официально наделены фамилиями, зафиксированными в документах только после отмены крепостного права в 1861 году. Небольшое послабление крестьяне получили после отмены крепостного права в 1861 году, и то вплоть до начала XX века крестьянину, чтобы уйти от помещика, необходимо было заплатить ему выкупной платеж. А закончилось это послабление принудительной коллективизацией 1927–1937 годов. Крестьян же, которые не захотели работать «за палочки», погнали на великие стройки коммунизма, в лагеря, в ссылку. А тех, кто согласился, прикрепили к колхозу, отобрали все добро, и семь дней в неделю работать. Что бы жениться, нужно было разрешение председателя, если невеста или жених из другого колхоза. А уехать на заработки – поймают и в лагерь. В результате политики коллективизации: более 2 миллионов крестьян были депортированы, из них 1.800.000 только в 1930–1931 годах; несколько миллионов умерли от голода, сотни тысяч – в ссылке... В период с 1937 по 1974 годы колхозникам не разрешалось переезжать в другую местность, и они были привязаны к колхозу и месту жительства... По данным переписи населения 1970 года, число колхозников составляло 50 млн. человек, или 20,5% населения страны. Как и ранее, многие были лишены паспортов и свободы передвижения. Они не могли покидать место жительства... Согласно п.11 постановления о паспортах это влекло штраф до 100 руб. и выдворение милицией. Сельское население начало получать паспорта только с 1974 года.
По сути, крепостничество в России имеет многовековую историю, непрерывность, менялись лишь названия и формы. 212 лет крепостного права не прошли бесследно для части населения. Сформировался национальный характер, так называемый менталитет. Большинство населения нашей страны – это потомки тех самых крепостных крестьян. Так как правящий класс, аристократию, разночинцев и казаков уничтожили большевики, а кого не уничтожили, тот эмигрировал. И вот теперь представьте, как формировался этот характер. И так изо дня в день, из года в год, из века в век. А в основном поборы, побои и унижение, буквально все против тебя. И помещик, и государство. Работаешь плохо – бьют плетьми, работаешь хорошо – что заработал, то отбирают. Поэтому, чтобы не быть наказанным и семья не умерла с голоду, крестьянину на всякий случай, всегда приходилось врать и «прогибаться». Следствием длительного периода закрепощения проявились у части граждан: патерналистские настроения, наплевательское отношение к собственности, низкий предпринимательский потенциал, безразличие к общественно – политическим институтам, безынициативность. Дух крепостничества – это зараза, которая губит и отравляет отношения людей, проникнув в сознание человека, отучает его прямо смотреть на окружающее, видеть зло и причины зла.
Отмена крепостного права имела большое нравственное значение – это одно из важнейших событий в истории России, пример относительно успешного преобразования общества, предоставления человеку прав и свобод. Ни что не может быть важнее, значимей для человека, чем свобода. Свобода – это жизнь. Вот и предлагаю помнить эту великую дату – 19 февраля.
P.S. Как писал БК55, омский общественник Сергей Кондаков предложил узаконить новую памятную дату 19 февраля – День отмены крепостного права. Соответствующее обращение он адресовал письмом депутатам Государственной Думы. Оно рассмотрено Комитетом Госдумы по образованию и науке и направлено в Российскую академию наук, в компетенции которой находятся данные вопросы. Предварительное решение- положительное. Как следует из ответа, отделение историко-филологических наук РАН считает предложение об установлении в РФ памятной даты "Дня отмены крепостного права в России" целесообразным и исторически обоснованным, но просит учесть, что по современному календарю это не 19 февраля, а 3 марта.
Текст ответного официального письма прилагется: