В России четыре власти, и первая, и последняя из них не знают, что делать друг с другом. При желании именно так (перефразируя известную мудрость про дороги и людей, которые, к нашему сожалению, ими занимаются) можно охарактеризовать регулярно возникающую проблему.
Строго говоря, для четвёртой власти тут всё примерно понятно; детали зависят только от контекста. А вот власти исполнительной намного сложнее (но это ни в коем случае не повод для сочувствия). Та же омская мэрия должна, по крайней мере, в глазах мало разбирающейся в этом широкой публики изображать «информационную открытость» и обеспечивать максимально возможное количество похвал в прессе. «Как же этого добиться?» – может спросить озадаченный омич, глядя вокруг. Снег, грязь, дороги, парковки – чего-то из этого далеко не полного списка в нашем городе практически нет, а чего-то слишком много; при этом оправдания мэрии слишком неуклюжи, чтобы можно было воспринимать их всерьёз без основательной предварительной обработки.
Тут на выручку муниципалам приходит «подпрограмма» под невинным названием «Информационная среда»: в её рамках определённые средства выделяются из бюджета на «освещение работы городской администрации». Схема сама по себе довольно противоестественная: ведь про мэрию в любом случае напишут и расскажут все СМИ города, а потратить деньги всегда есть на что при нашем уровне «благоустройства». В федеральном парламенте периодически звучат предложения вообще запретить такие схемы, поскольку речь идёт об открытой саморекламе на чужие деньги, но воз не трогается с места. Вот и в этом году благодаря осваиваемым сейчас 65 миллионам у чиновников, могущих ляпнуть не пойми что на тему «А где снег? Нет никакого снега!», обязательно будет информационное прикрытие.
Заинтересованная сторона, кстати, уверяет, будто главная задача муниципальных заказов в этой сфере – информировать горожан о разных актуальных для них вещах, но это, похоже, проявление старого спора о том, чем занимаются СМИ на самом деле: рассказывают факты или интерпретируют их. Формальные сторонники первого варианта, как правило, думают, что они хитрее своих оппонентов, и иногда оказываются правы. Ту же функцию – «информировать» – мэрия приписывает и КТОСам, чья бесполезность стала в связи с нехваткой у города денег одной из главных политических тем.
Хотя кому бесполезность, а кому польза. И КТОСы, и те СМИ, которые стали счастливыми обладателями «миллионов мэра», явно очень пригодятся нынешним «лучшим людям нашего города» в ходе избирательной кампании. Мы понимаем, что в градоначальники на второй срок Двораковский не пойдёт (кто ж его... выберет?), а вот о планах, связанных с Горсоветом, он говорил и не раз. Так что деньги налогоплательщиков могут здорово помочь устройству будущего отдельно взятых людей. Учитывая уровень нынешней мэрской популярности, наши деньги для Двораковского – единственный шанс остаться хоть у какой-то власти, и тут уже не до сантиментов и не до выполнения прямых обязанностей. «Нечем оплачивать «социалку»? В детских садах заклеивают окна полиэтиленом из-за недофинансирования? Ничего, потерпят: главное – обеспечить преемственность власти. За ценой не постоим».
За пределами простого распределения городских финансов заинтересованной стороне остаётся прибегать к нехитрым трюкам. Например, можно забыть пригласить на важную пресс-конференцию некоторые СМИ – те, которые на контракты не претендовали и могут почувствовать желание рассказать всё, как есть. Можно сделать вид, что конкурс на журналистское мастерство было бы уместно заменить конкурсом на освещение подготовки к 300-летию Омска. В результате награды присуждаются не за рассказ о том, как же на самом деле живёт город, а за мажорные «вести с полей»: вот одну хорошую улицу в самом центре делают ещё лучше за огромные деньги; вот «восстанавливают» Омскую крепость, а вот не щадят сил и здоровья, достраивая «Галёрку». Чтобы внести полную ясность, победителей этого конкурса чествовали в один день с организациями, которые лучше прочих украшали город к Новому году. Видимо, такую роль власти отводят прессе в своих планах: не критиков, а создателей информационной дымовой завесы. Можно не убирать в городе снег и завешать его разноцветными флажками; а ещё можно работать, как получится, и заказывать журналистам позитив. Четвёртая власть – это ведь и не власть вообще. Так, одни разговоры...
Текст: Николай Эйхвальд