Поводом для моего обращения к Вам, Виктор Иванович, стали шантаж, угрозы и массовые увольнения редакторов районных газет по политическим мотивам в вверенном Вам регионе.
В ноябре «Независима газета» назвала Вас, Виктор Иванович, чуть ли не «отцом омской демократии», что дает мне еще один повод задать Вам вопрос:
Знаете ли Вы, уважаемый губернатор, что при глубоко недемократичном Леониде Полежаеве договоры с редакторами районных газет были бессрочными? Это уже при Вас они стали заключаться сначала на пять, потом на три, а теперь при новом начальнике ГУИПа Сумарокове – на один год!
Неужели в этом и заключается вся Ваша суть? Мягкий, добрый, улыбчивый... А главных редакторов районных газет на «счетчик» поставили, как в бандитские 90-е. Теперь над ними каждый божий день висит угроза оказаться в списке нелояльных, т.е. тех, с кем договоры продлеваться на следующий год не будут. А что значит быть нелояльным в регионе, где благодаря властям уже «наступил золотой век демократии»? Это значит для редактора конкретной районной газеты вдруг не увидеть или перестать видеть все то хорошее, что делается омским губернатором в сельской глубинке.
То, что Вы сделали, хуже цензуры, потому что теперь редактор под страхом неминуемого увольнения должен заняться жесточайшей самоцензурой и подавлением любой журналистской активности. Между прочим, есть уголовная статья 104 закона – воспрепятствование журналистской деятельности, и срок здесь предусматривается от двух до пяти. Хотя в нашем случае речь идет скорее не о каком-то там воспрепятствовании, а о беспардонном принуждении журналистов обслуживать власть. И делать это, что само по себе аморально, за деньги налогоплательщиков.
Отдаю себе отчет в том, что не Вы автор всех этих «новаций» по уничтожению конституционных свобод в омской деревне. Но тогда другой вопрос – откуда берутся у нас все эти начальники Главного Управления Информационной Политики Омской области (ГУИП)... Все эти ткачуки и сумароковы, плевавшие на закон о СМИ, между прочим, один из лучших в мире, гарантирующий журналистам, «находящимся при исполнении общественного долга», всеобъемлющую защиту государства.
А теперь стоит напомнить, с чего начал формирование новой информационной политики губернатора Назарова скандально известный Ткачук. С откровенных рассказов в СМИ о том, как он уже в новой должности руководителя ГУИП объехал находящихся «при исполнении общественного долга» редакторов СМИ и предложил им деньги, видимо, за пресловутую лояльность, а они, вот «мерзавцы какие», отказались брать деньги из рук Ткачука или запросили, как «Омск-Информ», слишком много. В этом же интервью Ткачук изложил свое понимание этических норм для СМИ. Вот его моральное кредо: «Берешь деньги у меня – не бери у другого. Если берешь и у меня, и у другого, то ты – проститутка»...
Вот так, Виктор Иванович, и начиналась эпоха торжества омской демократии, как утверждает «Независимая газета», которую вы подарили Омску.
Оговорюсь, ко мне Ткачук не приезжал. Видимо, знает: за такое можно и по физиономии... А вот Корабельникова, который пришел на смену Ткачуку, вы ко мне присылали в канун выхода материала «За спиной «Газпрома»...». Парень знал, каким будет ответ, краснел, волновался. Ему было нестерпимо стыдно произнести эту фразу: «Сергей Сергеевич, если не снимете материал – будут проблемы...».
Увы, таких при власти не держат. Здесь лучше подходят нынешние сумароковы.
Удивляюсь, почему вы до сих пор не выгнали этого деятеля, пришедшего реформировать Главное управление Информационной политики на принципах шантажа, запугивания и чуть ли не массовых увольнений руководителей районных газет по политическим мотивам. Смотрите, в каком тоне он позволяет себе отвечать на письмо, адресованное Вам лично, журналистами большереченской газеты:
Цитата 1. «Открытое письмо сотрудников «Нашей Иртышской Правды» я могу прокомментировать так: все кадровые решения были приняты исходя из соответствия сотрудников новым компетенциям, их способности решать задачи, которые Я СЕЙЧАС СТАВЛЮ».
Цитата 2. «...весь коллектив газеты, КРОМЕ ГЛАВНОГО РЕДАКТОРА, я пригласил к себе на беседу. Обсудим планы дальнейшего взаимодействия, ну а если они откажутся... что ж, хорошие специалисты, работу себе найдут.
Цитата 3. «Самой госпоже Острой могу предложить создать свою газету и руководить там. «Наша Иртышская Правда» – это государственное издание, потому оно должно адекватно отражать реальную обстановку. Я уже говорил, что против «лакирования действительности», но нельзя всё рисовать чёрным, есть ведь и другие краски. Людям требуются положительные ориентиры».
Неужели Вы, Виктор Иванович, вслед за Сумароковым готовы под этим подписаться? И так же, как он, полны решимости сломать коллектив журналистов «через колено»: поддержите редактора Острую – лишу, чтобы знали, не просто работы – ПРОФЕССИИ. И в этом весь цинизм! Потому что и Вы, и Ваш Сумароков отлично знаете, что в сельской глубинке другой работы журналисты не найдут. И другую газету в нищем районе создать невозможно. Так зачем же загонять людей в угол, зачем вот так заставлять их совершить аморальный поступок – предать своего редактора, отказавшись от собственных слов, ради куска хлеба с маслом и «положительных «сумароковских» ориентиров?»
Не трогайте «районки»! Вы можете завтра вместе с ГУИПом «разогнать» «Омскую правду» или даже «12 канал», реально сэкономив на этом сотни миллионов, омичи этого просто не заметят. В Омске достаточно других газет, журналов, сайтов, телеканалов, обеспечивающих свободу информации и свободу слова.
Станислав Сумароков
А вот в деревне все по-другому. Большереченская «Иртышская правда», как и все другие сельские газеты, – это, по сути, и единственная, и уникальная возможность:
1. Писать историю своего района.
2. Дать возможность селянам реализоваться в профессии журналиста, а молодежи – попробовать себя в этой профессии.
3. Эти газеты востребованы самим населением сельской глубинки – вы не можете не знать, по статистике большинство газет только на 20-30 процентов финансируются областным бюджетом, а 70-80 – это деньги, заработанные редакциями газет на рынке информационных услуг.
Евгения Острая
И последнее. Как-то Вы жаловались, Виктор Иванович, мол, нет у Вас управы на глав сельских районов, которые зачастую ведут себя как «феодальные князьки». Согласен, административных рычагов воздействия на глав сельских муниципальных образований у Вас не так уж и много. Но ведь есть и другие, более эффективные способы держать ситуацию на селе под контролем. И об одном из них прямо говорит уволенная редактор большереченской газеты Евгения Острая: «Когда мы в своей газете реагировали на чью-то беду, люди думали, что именно губернатором нам даны такие полномочия, и от его имени мы боролись за справедливость в отношении одного маленького человека».
У вас есть еще шанс, Виктор Иванович, изменить свое отношение к омским районкам, но для этого нужно самому вникать в проблемы, чаще общаться с людьми, работающими в глубинке... Вы просто обязаны обеспечить сельским журналистам, находящимся при исполнении общественного долга, всеобъемлющую защиту конституционных прав и свобод, гарантом которых Вы здесь являетесь.