Поднять до небывалых высот туристическую привлекательность омского региона – давняя мечта властей всех мастей. Однако есть версия, что упор делается не на те «сильные стороны» области. «Бизнес-курс» разработал план, чем привлечь туристов в Омск.
На днях наш город даже вошел в Топ-25 самых доступных для посещения регионов России благодаря дешевым отелям.
Однако на этом, судя по всему, туристическая привлекательность области заканчивается, поскольку потенциал наш, будем честны, довольно скуден: нет ни моря, ни умопомрачительной средневековой архитектуры с булыжными мостовыми, ни экзотических животных, даже кухня – как везде, а уж про транспортную доступность и иные «сервисы» и «комфорты» без слез не скажешь.
Кто ездил на ПАЗике в нашу «основную зону отдыха» (так ее называют на сайте мэрии) – Красноярку – тот не поспорит.
«Икарусы» предприятия «Омскоблавтотранс» давно пора сдавать в автобусный музей. В популярном фильме 1961 года «Завтрак у Тиффани» один из главных персонажей уезжает на междугороднем автобусе. И этот транспорт выглядит куда круче и новее, чем то, на чем сегодня любителям загородного отдыха предлагают проникнуть к турцентрам Омской области.
А Окунево?! Вы туда ездили? Дорога на Муромцево попросту опасна для жизни! У нашего корреспондента только недавно зажили синяки, полученные в транспорте по пути на знаменитый фестиваль «Солнцестояние».
В общем, до туризма в общепринятом смысле нашему региону еще расти и расти.
Совсем другое дело – предлагать людям оценить Омск как явление.
Омичи и так делают это, причем без посторонней помощи, в сети. «Ты что из Омска?!» – спрашивают у человека, который выкинул нечто из ряда вон выходящее. «Ну ты и омич!» – усиление тех же эмоций. «Омские заголовки» – нарицательное именование всех сумасшедших названий текстов в прессе. И тому подобное.
В общем, само слово «Омск» уже стало именем нарицательным для всего, что идет вразрез с законами логики и здравого смысла, а также повергает в уныние большинство незакаленных умом и характером жителей «зауралья».
Но не все так плохо! Надо отдать должное омичам, чьи чувство юмора и прагматизм позволяют им не только радоваться жизни, но и улучшать город под свои нужды.
В подарок всем, кто хочет оценить это явление изнутри, «Бизнес-курс» создал свой путеводитель, туристический справочник, «Карту Мародеров» по омским мемам и стереотипам.
Вам это пригодится...
Ведь скоро вы узнаете, что... невозможно покинуть Омск.
1. Не пытайтесь покинуть Омск
Слоган «Не пытайтесь покинуть Омск» возник спонтанно. То ли как пример отменной самоиронии, то ли как злорадство по поводу «понауехавших»: ничего, мол, всё равно вернётесь. Можно вывезти человека из Омска, но нельзя вывести Омск из человека.
Иллюстрацией этого стереотипа является популярная в сети фотография скорого поезда «Омск-Омск». Ну или в широком смысле значительная часть городских новостей. Собака попыталась выплыть из города на льдине, но не смогла; должница хотела улететь в отпуск на море – не пустили; Якубович приехал в Омск и пропал; автомобиль направлялся по трассе в сторону границы области – въехал в столб.
Омск как олицетворение бессмысленности любых усилий, как филиал той мифологической России, жители которой за плохое поведение после смерти попадают обратно в Россию.
На руку этому стереотипу играет и географическое положение Омска: вдалеке от других крупных городов, среди бескрайних лесостепей. Кому из нас не доводилось стоять на границе города, смотреть на пустой горизонт и думать: а существует ли он вообще, этот остальной мир?
Место: аэропорт – настоящий символ идеи о том, что Омск нельзя покинуть. Рейсов мало, большая часть – в Москву, лоукостеры к нам не летают. Житель какой-нибудь Тюмени легко доберётся до столицы за полторы тысячи, а вот омичу за рейс «туда-обратно» нужно выложить как минимум десять. В довершение всего сам аэропорт, хотя и расположен не так далеко от центра города, находится в какой-то транспортной яме. Маршрутки туда не ходят, один из двух автобусов на днях отменили, второй курсирует раз в час. Тут захочешь – не улетишь.
2. В Омске есть метро
Все знают, что в Омске вопреки заверениям самих омичей есть метро. Об этом твердят московские чиновники, пытающиеся помочь нам решить проблему с муниципальным транспортом, его просят показать гости города, начитавшись баек в интернете, для него, в конце концов, даже метромост построили. Так что, само собой, метро в Омске есть.
Появилось оно в нашем городе, видимо, еще в шестидесятые, когда впервые заговорили о необходимости метрополитена в Омске. Ну в крайнем случае в начале 90-х, когда начали копать.
Есть, правда, более продвинутая версия о том, что метрополитен на территории города вырыли еще мамонты, затем он был утерян, а нынче восстанавливается из раскопок.
Достоверно известно, что выкопать удалось станцию «Библиотека им. Пушкина». Ее открыли в 2011 году, но произошло несчастье – некий злой волшебник превратил ее... в подземный переход.
Место: переход с буквой «М»
Почему: метрополитен с одной станцией – это почти так же прекрасно, как поезд «Омск-Омск». Гости города просят в обязательном порядке показать им это явление, так как многие изначально не верят в него.
Максим Голополосов, телеведущий канала «Перец»: «Про Омск я мало что знаю, но слышал, что у вас есть какая-то станция, которой вроде и нет. Вы меня очень удивили! Как так: построить одну станцию?!»
Говорят, метро в Омске годика через два-три снова начнут выкапывать метро-археологи. В это, правда, мало кто верит. Больше верят в то, что с недостроенных станций тайком вывозят стройматериалы.
3. Омские дороги каждую весну тают вместе со снегом
Другой вариант высказывания: «В Омске нет дорог». В последние годы ситуация с лунными кратерами на проезжей части до того обострилась, что город один за другим начали заполнять всевозможные сказочные персонажи – «дорожные феи», «эльфы» и даже «оборотни».
От того, чтобы Омск окончательно не превратился в Нарнию, его спасла омичка Екатерина Черненко. «У нас нет дорог для граждан, нет велодорожек, вырубаются деревья...» – заявила она Владимиру Путину в ходе «Прямой линии». И закипела работа!
Через час от остановки «Радиостанция» прислали фото процесса укладки асфальта с комментарием: «Чиновники получили пинка!».
Место: ул. Богдана Хмельницкого, откуда «путинская девушка» Черненко звонила на «Прямую линию».
Почему: всего за сезон починили 358 000 квадратных метров дорог. Где-то посередине этих метров наш город посетила съемочная группа канала «Россия-24». В попытке заснять репортаж об омских дорогах ребята сломали новенькую LADA X-Ray, не выдержавшую ям на улице Заводская. Так, Омск в очередной раз прогремел на всю страну как место, где даже при ремонте дорог нет дорог.
И все же хочется надеяться, что по весне 358 000 квадратных метров асфальта не «уплывут» в неизвестном направлении.
4. Омская птица (лат. Winged Doom)
Большая птица семейства врановых в ярко-алом халате с поясом и рюкзаком за спиной. Гнездится преимущественно в интернете, ее настоящая родина – Германия, но небывалую популярность она приобрела только когда связала свою судьбу с Омском.
Ее также называют Омский кардинал, Омская ворона, Птица-омич, Вингедум и Lil' Bird of Doom.
Инфернальное существо появилось на свет не то что не в Омске, а даже не в России. Автор картины – немецкий художник Хайко Мюллер. В 2009 году она проникла на русскоязычные форумы с подписью Welcome to Omsk!
И тут понеслось! Птица стала «омской», зажила своей жизнью и миллион раз клонировалась в интернете.
Визитная карточка Омской птицы – безумие. Она как мифологическая Ата появляется всюду, где творится треш и угар, и несет творящему еще больше их.
Место: администрация г. Омска
Почему: мы недолго думали, где может обитать Омская птица с ее аномальной тягой к нелогичному и неадекватному.
Кто?! Кто додумался отменять 27 маршрутов с 1 января? Кто заявил, что снега зимой в городе нет?! Кто вырубает деревья в парках и ворует их на кладбищах? Кто не расселяет аварийные дома, экономит на освещении улиц и провоцирует пробки?!
«Это все мэрия!» – скажете вы. Но подождите! Что, если действиями чиновников управляет мемологический, почти мифологический персонаж?..
5. Омск и область: вечное противостояние
Вряд ли нужно объяснять, что такое война между городом и областью. Если вы омич, то вы учились, работали, старели под звуки отдалённой канонады. Однако то, что произошло когда-то как трагедия, всегда повторяется в качестве фарса.
Обмен ударами, слив компромата, создание для борьбы целых телеканалов, уголовные дела? Ах, оставьте! Сейчас в моде другие приёмы: мягко обругай оппонента во время телефонного разговора с пранкерами! Назови его действия спектаклем! Попроси знакомого министра не звать его на мероприятие! Отодвинься от него во время авиашоу! Нет, двести метров будет многовато, Москва может напрячься… Давайте 50. Или чуть больше. Богатыри, не вы. Хотя, с другой стороны, у игрушечной войны и последствия игрушечные. И это хорошо.
Конфликты мэров крупных городов с собственными губернаторами происходят в России слишком часто, чтобы это можно было назвать совпадением. Есть объективные причины: борьба за финансовые потоки, конфликты полномочий. Омск в этом ряду лишь один из многих.
Место: Омская крепость – один из «объектов Трёхсотлетия», так и не законченных к сроку. Ситуация тяжёлая, все понимают: санкции, ответные санкции, курс рубля, цена на нефть... Но областные и городские власти наверняка смогли бы справиться с ситуацией. Выбить бюджетное финансирование, проконтролировать реставрацию... если бы действовали сообща, одним фронтом, а не отгораживались друг от друга этой самой крепостью.
6. Из Омска все бегут
И это неудивительно! Ведь всякого омича приучают бежать с детства: недаром одной из визитных карточек региона является SIM, Сибирский международный марафон и сопутствующие забеги.
Марафон по праву считается лучшим в стране и по уровню организации «переплюнул» даже московских собратьев. А потому не стоит удивляться тому, что натренированные в беге омичи не могут удержаться на одном месте и бегут из города.
Немаловажную роль играет еще один стереотип: о том, что в Омске нечего делать. Работы нет, развлечений нет, «населен роботами», как следствие – молодежь стремится покинуть Омск любым способом, пусть даже пешком.
Место: Соборная площадь, место старта SIM
Почему: марафон традиционно стартует на Соборной площади еще с тех пор, когда она ею не являлась. Символично, что напротив располагается Правительство Омской области – молчаливый наблюдатель за тем, как все бегут из Омска... Но большинство все же нарезает по нему круги.
Недавно мэр Вячеслав Двораковский заявил, что стремление омичей покинуть город – это миф. Однако диффузия между Омском и Петербургом в последнее время достигла небывалых масштабов – знаменитая шутка «Твой друг тоже уедет в Питер» недаром популярна в нашем городе.
7. Наш Нефтезавод работает на Питер
Нефтезавод для омичей – символ несбывшихся надежд и горького разочарования. Печальную историю о том, как перерегистрация предприятия в Питер увела из Омска миллиарды рублей налогов и поставила крест на всём, может рассказать каждый.
Включая омских депутатов – народные избранники регулярно, буквально перед каждыми выборами, начинают отчаянно бороться с этой несправедливостью. Вектор этой борьбы с годами меняется: раньше парламентарии требовали изменить законодательство и заставить предприятия платить налоги по месту расположения, затем предлагали озадачить проблемой «омских» депутатов Госдумы. В 2016-м дело дошло до челобитных: Горсовет и Законодательное Собрание создали специальную комиссию для того, чтобы написать письмо Алексею Миллеру и попросить его вернуть налоги в Омск.
Нефтезавод далеко не единственное предприятие, которое «химичит» с налогами. Бизнесмены придумывают новые схемы, закрываются или перерегистрируются в какой-нибудь Барнаул. Впору подумать, что это не их злой умысел, это «место проклятое, я ж говорил». Ну или в работе с налогоплательщиками что-то поменять стоит.
Место: Исаакиевский собор – крупнейший православный храм Санкт-Петербурга, архитектурная доминанта одноимённой площади. Построен в первой половине 19-го века, является одним из символов Санкт-Петербурга и неизменно притягивает толпы туристов. Высота собора превышает сто метров.
8. Чиновников в Омске не осталось – всех посадили
В этом году омские чиновники ходили в суды, как в школу, по расписанию целыми классами. Сотрудники и бывшие начальники департамента имущества, областные министры, заместители... Возникало ощущение, что самая опасная профессия не пожарный, а чиновник. «Этим смелым парням и беда – не беда…»
И это не просто ощущение: в этом году прокуратура будто решила доказать, что «неприкасаемых» нет, и открыла огонь по площадям. Благо поводов после лихих нулевых и банкротства «Мостовика» осталось предостаточно, «был бы человек, а статья найдётся».
К чему приведёт такая борьба с коррупцией? Оптимисты считают, что чиновники станут меньше воровать. Пессимисты же пророчат: после таких громких уголовных дел госслужащие вообще перестанут принимать решения и что-либо делать. Если ничего не делать, то, мол, и не посадят ни за что.
Впрочем, это они зря. Статью за преступное бездействие ещё никто не отменял.
Место: Центральный районный суд Омска в этом году принял рекордное число чиновных подсудимых. Неудивительно: большинство административных зданий «прописалось» именно в северной части Центрального округа. Близость суда к Правительству, Заксобранию и министерствам позволяет свидетелям и подсудимым без особых проблем совмещать суды с работой на государство.
9. Омск как город-недострой
В жизни важно стремиться к совершенству, но никогда не достигать его, считают некоторые мудрецы и бизнес-тренеры. В Омске этот принцип как будто возвели в абсолют: довести хоть один значимый объект до конца местные власти не способны.
Метро, красногорский гидроузел, аэропорт «Фёдоровка», Омская крепость, театр «Галёрка», попавший в петлю бесконечной реконструкции... Все эти проекты не умерли, но и не живы, они как бы висят между мирами. Выделяются деньги, пишутся победные пресс-реляции, меняются подрядчики, ходят по стройкам какие-то мужики в касках... И ничего. Поколения омичей рождаются, взрослеют и умирают под взглядом бетонных заборов с бессмысленной, но монументальной буквой «М».
Справедливости ради стоит отметить, что порой в Омске всё-таки появляются путепроводы, школы и больницы. Но переломить ситуацию они не могут: не хватает масштаба и значимости.
Место: конечно же, «Галёрка». Театр, который реконструируют не первый год, обещали достроить к Трёхсотлетию, концу года, 2018-му... Подчеркните нужный вариант. Всё это время областные чиновники находят необходимые деньги и непрерывно стращают подрядчика, но пока безрезультатно.
Через дорогу от здания театра располагается стройка одной из станций первой линии омского метро, что очень символично.
10. В Омске снег пожирает деревья
«Омск – город-сад!» – патриотично говорили наши предки. «Город-пень» – меланхолично отвечают им современные омичи. Количество вырубленных за последнее время скверов и аллей не поддаётся учёту, но анонимным лесорубам омской мэрии всё мало.
В этом году жертвами пали шаровидные ивы на Любинском проспекте и сквер близ «Химика». Участок Дендросада, в котором на радость всем планировали построить небольшую церковь, удалось отстоять.
Конечно же, городские власти заставляют всех «дровосеков» высаживать взамен уничтоженных новые деревья. Вот только логику такого «компенсационного озеленения» обычному человеку понять невозможно. Так, в качестве компенсации за сквер у ДК «Химик» решили озеленить... посёлок Береговой.
Порой чиновники проявляют изобретательность: «компенсационные» саженцы с улицы Ленина попросту «исчезли с вывозом снега». Конечно же, подготовиться к такой напасти было нельзя, никто снега не ожидал. Откуда в Сибири снег, право слово?
Место: хорошей иллюстрацией к «древесной» политике Омска являются ивы, посаженные у Кадетского корпуса. Возвращению деревьев на этот тротуар радовались стар и млад... Пока не выяснилось, что сотрудники мэрии не стали покупать деревья в питомнике, а тайком выкопали их из мемориального сквера в Порт-Артуре. Действительно, а что не так? Потом ещё куда-нибудь пересадить можно. Вечное озеленение.
Текст: Александр ЗУЕВ, Ольга ЗЕНКИНА