Если суд решит отменить итоги аукционов, городу придётся возвращать победителям уплаченные деньги и экстренно проводить новые торги. Стоит заметить, что, в случае проведения новых торгов, со слов представителя «Компаньона», город может получить на 80-90 млн больше, понятные Правила и порядок на улицах. А пока участники заседания «прошлись по понятиям».
В Омске подходит к концу интересный судебный спор: не особенно известный и обласканный вниманием прессы он, тем не менее, окажет серьёзное влияние на судьбу омских улиц. Очень многое будет зависеть, от того, какое решение примет в итоге арбитражный суд Омской области.
Конфликт между рекламным агентством «Компаньон-РА» и департаментом имущественных отношений возник ещё в конце лета, когда мэрия обнародовала условия «скандального» аукциона по рекламе. Мероприятие было глобальным и судьбоносным: в несколько крупных лотов было сведено едва ли не 80 процентов всех рекламных мест Омска. За бортом остались практически все профессиональные участники, которые имели небольшое количество конструкций. В результате большую часть новых мест купили компании, ранее в рекламном бизнесе не замеченные.
Стоит отметить, что торги, предшествовавшие скандальному аукциону, давали городскому бюджету на 70% больше. Сейчас же, по новым правилам, многие лоты с лучшими рекламными местами ушли по начальной стоимости, т.е. принесли бюджету в три раза меньше. Уместен вопрос: зачем вдруг новый руководитель ДИО Асташов резко меняет формулу проведения аукционов, доказавшую свою эффективность на протяжении нескольких лет, на непрозрачную и явно коррупционную?
Но это совсем другая история.
В минувший вторник в арбитражном суде состоялось очередное заседание по иску «Компаньона» к департаменту имущества. Компания требует признать аукцион недействительным и отменить его результаты. К судебному спору, который оказался для этого дела последним, стороны стёрли пыль с нескольких старых аргументов и припасли новые.
Позиция истца проста и, в сущности, с самого начала конфликта не менялась: аукционная документация составлена неправильно, на торги выставлены места, которые находятся либо на частных территориях, либо по ним еще не закончились заключенные ранее договоры. Но самое главное – отсутствует ПРЕДМЕТ, что собственно продается? Сегодня, место каждого рекламного щита определяется через Схему размещения рекламных конструкций, в которой нет ни координат, ни масштаба – просто «примерное расположение». Возле такого-то дома или даже проще – «на улице Кирова». Коротенькая такая улица, сразу понятно, что где стоит.
Отсюда и сегодняшний хаос. Сотни конструкций появились за последние месяцы в таких местах, где ранее даже представить было невозможно: на тротуарах, чуть ли не вместо светофоров... А на Иртышской набережной они вообще на проезжую часть вылазят.
И это еще снег не сошел. Весной будет интереснее, ведь 90% конструкций стоят на блоках, то есть без заглубления! Раньше за этим следили строго, нарушения были единичными, а сейчас все прямо наоборот. Старожилы рынка говорят, что такого беспредела не было ни при одном мэре. И это понятно, теперь ведь победитель аукциона по "новым" правилам сам определяет, что и куда ему поставить... Главное, чтобы ОНО было на территории города... Вот и представьте ситуацию: вы выиграли ПРАВО под застройку в городе Омске и начали возводить здание там, где сочли нужным. Именно так и обстоят сейчас дела по установке конструкций.
«Я не юрист, я предприниматель, – рассказал суду глава «Компаньона» Егор Сусликов, – потому могу сказать, что стоимость рекламного места сильно зависит от его местоположения. Соответственно, от того, где будет место, можно точно просчитать, сколько ты готов за него заплатить. Любой участник торгов заранее должен знать, где будет это место. Пододвинул к перекрёстку – будет дороже, сместил буквально на пару метров, и оно никому не нужно». Самое интересное, что определять точку чиновники департамента будут потом... После того, как вы выиграете торги! Представляете, какое поле для коррупции появилось сейчас у департамента? Они вершители судеб! Одному дадут добро стоять в супер-месте, другого задвинут за дерево или за угол дома. Главное, все в рамках закона. А если запахнет жареным, а оно запахнет, это я гарантирую, чиновники в любой момент открестятся. Раз это определяется «на глаз», то ничто не мешает сказать, что это другое место или предприниматель ошибся при установке. Вот почему на всех предыдущих аукционах департамент сначала определял конкретное место и готовил разрешение на установку. После этого предприниматели считали, сколько смогут получить от этого рекламного места, и соответственно делали ставки на аукционе. В августе же мэрия поставила всё с ног на голову: выдавать разрешения должны были не до торгов, а в течение двух месяцев после. Причем обязанности выдать это самое разрешение нет, есть только обязанность рассмотреть заявку. И если чиновнику что-то не понравится, он просто откажет вам в выдаче разрешения. И ему за это ничего не будет!».
Представительница Депимущества этого в суде не отрицала. Но отнюдь не потому, что признала правоту истцов: по её словам, к предмету спора всё это отношения не имеет. Ведь на торгах продавали вовсе не рекламные места, а «право на заключение договора на установку рекламной конструкции». Конкретные места для установки щитов победитель должен был определить после – во время получения разрешения. «Мы говорим о законности или незаконности проведения аукциона, и в этом вопросе никаких нарушений со стороны департамента нет», – резюмирует юрист.
Егор Сусликов в ответ привел недавнюю историю – скандал вокруг рекламного щита, установленного на Красном Пути. В понедельник практически на всех городских сайтах опубликовали фото с только что установленной конструкцией. Огромный рекламный щит был поставлен прямо на пешеходном переходе. Возмущенные жители позвонили в ДИО для разъяснений. И вот Вам ответ на главный вопрос, который мы сейчас и рассматриваем в суде. Чиновники департамента мэрии сразу же открестились, по их данным, это место якобы даже не выставлялось на аукцион!!!! Врут! Оно было разыграно, мало того – установлено в соответствии со схемой! Парадокс заключается в том, что никто не может толком объяснить: как считать расстояния? Вот и получается, что администрация, которая только что разыграла это место на аукционе, тут же открестилась от здоровенной рекламной конструкции, перекрывшей тротуар. Такого объекта в схеме нет, так что обращайтесь, местные жители, в органы, злодеев найдут и оштрафуют. Представляете, какой рычаг появился у ДИО? Так что «кошмарить» бизнес покажется многим цветочками, Вас могут просто в любой момент его лишить. При том, что предприниматель честно заплатил десятки миллионов рублей.
Всё это, по мнению предпринимателя, открывает простор для злоупотреблений: даже если ты выиграл конкурс и поставил щит, департамент в любой момент может назвать его незаконным и демонтировать – со штрафом, конечно, а он немалый – 500 тысяч рублей за первое нарушение, миллион – за повторное! Это то же самое, что сначала продать автомобиль, а потом начать чиновникам честно определять, какой он будет по характеристикам, по марке и т.д.
«Смотрите в схему, там все есть», – это все, что смогла выдавить из себя представительница департамента.
С этим тезисом согласны «третьи лица» – присутствующие в суде представители компаний, выигравших спорные торги. По их словам, проблем при заключении договоров нет, а отсутствие точных координат – вовсе не следствие злого умысла чиновников. Просто изменилось градостроительное законодательство, и указывать местоположение щитов через привязку к карте теперь нельзя. «Но ведь в других городах это делают, и градостроительное законодательство здесь не причем, мы один из последних городов, кто провел аукцион, поэтому опыта предостаточно. Надо только захотеть», – не соглашается Сусликов.
«В других городах есть проекты планировки территорий, выполнено межевание. А у нас проектов межевания для 80 процентов городской площади нет», – отвечает представительница компании «Диалогавиатрэвел» Ольга Малыгина.
Это объясняет позицию Депимущества, однако проблему не снимает: если нельзя точно указать местоположение щита в документах для торгов, то как сделать это в разрешении на установку потом? И кто будет определять?
«Мы прикладываем фотографии, картинки, и проблем нет», – сообщает Малыгина. (Именно по конструкции установленной этой компанией возник скандал на Красном Пути – авт.).
«А что вы будете делать, если в департаменте сменится начальство и новый глава решит, что ваш щит незаконный? Ничто, в конце концов, не мешает второй раз продать то же место, – мрачно пророчествует директор «Компаньона». – А вас оштрафовать и демонтировать, так как вы установили свою конструкцию не по схеме. Поверьте, это так и будет. И уже этим летом, когда сменится градоначальник, а с ним и его команда».
Выслушав аргументы сторон, судья Галина Стрелкова объявляет перерыв и обещает огласить решение по иску в следующий вторник. Если она решит отменить итоги аукционов, городу придётся возвращать победителям все уплаченные деньги и в экстренном порядке проводить новые торги.
Если же нет... Последствия будут не такими яркими, но, наверняка, не менее значимыми. Просто Омск сделает небольшой шажок в сторону от идеи разделения властей, верховенства закона – в тот мир, где твою судьбу держит в своих руках благородный и добрый чиновник. Мы ведь верим, что он честен и мудр?
Своеобразным постскриптумом всей ситуации могут послужить слова, сказанные в прениях представителем Депимущества: «Вот вы посчитали, что не сможете определить стоимость рекламных щитов – а те, кто понимал, сколько это будет стоить, рискнули – и приняли участие в аукционе».
Хорошо, когда ты понимаешь, что сколько стоит.
P.S. Дополнительно читайте следующие материалы по теме:
«Море(в) рекламы. Омский олигарх в центре «черного передела»,
«Два года жизни в судах, проверках, демонтажах, штрафах»,
«В Омске огромный рекламный щит «За Двораковского» внаглую «съел» тротуар»
Источник: http://bk55.ru/news/article/92159/
Источник: http://bk55.ru/news/article/92159/