Средств, выделенных из городского бюджета, хватит на устройство лишь пяти регулируемых пешеходных переходов.
Сегодня, 17 января, в Омске прошло открытое обсуждение приоритетности строительства новых светофорных объектов на 2018 год. В нем приняли участие заместитель директора дептранса Вадим Кормилец, главный специалист отдела организации безопасности дорожного движения Ольга Назаренко, а также представители ГИБДД, автолюбители и просто неравнодушные омичи.
Специалисты выделили на дорогах Омска 91 проблемный участок, который требует установки светофоров для пешеходов. Большинство из них – те, где часто происходят ДТП. Собравшиеся представили 12 самых аварийных участков с данными по числу ДТП за последние 4 года, а также по числу раненых или погибших в них омичей. Как отметил Вадим Кормилец, на 2018 год запланировано строительство светофоров на 5-ти из 12-ти участков.
Согласно проекту, новые светофоры в первую очередь должны появиться на ул. Дианова у остановки «Звездная», на пр. Маркса у остановки «Рождественского», у дома №16 по ул. 70 лет Октября, на ул. Волгоградской (на дороге, ведущей к ул. 1-я Солнечная), а также на ул. Светловской у дома №10 – именно там произошло страшное ДТП, в котором погибла 6-летняя девочка, а ее мама и два брата серьезно пострадали.
Кроме того, опасными участками были названы перекрестки ул. Заводская и 1-я Заводская, ул. 2-я Восточная и 35 лет Советской Армии, ул. Пушкина и Лермонтова, ул. Орджоникидзе и Октябрьская, а также участки на ул. Степанца – остановка «Больница», ул. 22 Декабря – остановка «Магазин «Немецкий Поселок» и ул. Химиков – остановка «Студия Ермолаевой».
Вадим Кормилец объяснил, чем был обусловлен выбор именно этих участков и на что обращалось внимание при определении того, в какой очередности будут установлены светофоры.
«Принцип выбора очень простой – принцип приоритетности, он для нас давно понятен и мы давно им пользуемся. Принцип приоритетности – это показатель аварийности. Чем выше аварийность, тем больше общество на этом участке нуждается в создании нормальных и безопасных условий».
При этом внимание обращали не только на число аварий, но и на то, как меняется их динамика из года в год. Если ДТП на участке случаются регулярно и в больших количествах, то именно ему будет отдан приоритет в установке светофора, даже если за последний год аварий на другом участке произошло больше.
Кроме того, огромное влияние на выбор оказывало и число человеческих жертв в ДТП. Если их на указанном отрезке не было, то его рассматривали не в первую очередь. Именно такая ситуация произошла, например, с перекрестком улиц Пушкина и Лермонтова: количество аварий там очень велико, но люди в них не пострадали.
«Как это ни цинично, может быть, прозвучит для автомобилистов, граждане, пешеходы, или пассажиры, или водители, в этих дорожно-транспортных происшествиях не страдают, бьется только «железо», – отметил Вадим Кормилец. – А мы обращаем внимание на людей, которые получили телесные повреждения или погибли. Поэтому приоритет с общим количеством ДТП меньше, но по тяжести выше, в этом заключается их большая общественная опасность».
Естественно, больше всего вопросов вызвал тот факт, что за год в Омске установят всего 5 светофоров, хотя проблемных участков в городе очень и очень много. А ответ оказался простым и таким знакомым – недостаток финансирования.
«Потребность в городе выше, а объемы финансирования складываются из тех средств, которые были отражены в городском бюджете. Это расходная статья именно городского бюджета, – подчеркнул Кормилец. – Сумма расходов на эту статью рассматривалась в общем контексте Городским советом. Городской бюджет позволил выделить средства на строительство светофорных объектов именно в таком объеме. Если бы выделили больше, установили бы больше светофорных объектов».
Федеральные средства привлекаются лишь для реконструкции светофоров, а также установки светофорных объектов типа Т.7 у пришкольных участков. В 2015 году из федерального бюджета Омску для этого деньги выделили, а вот в 2016 по неизвестным причинам отказали. Результата рассмотрения заявки на 2017 год дептранс сейчас ожидает.
Для решения проблемы омские автомобилисты предложили несколько идей: кто-то отметил, что можно организовать специальные фонды, которые и будут заниматься проблемой, собирать средства на строительство с неравнодушных омичей, а также обращаться к местным предпринимателям и организациям. Кормилец заявил, что департамент транспорта готов такую инициативу поддерживать. Другой автолюбитель предложил на строительство светофоров на аварийных участках деньги взимать с водителей, которые нарушают там ПДД. Однако, как оказалось, все штрафы поступают в региональный, а не в городской бюджет. Но, как отметил Кормилец, эта возможность также разрабатывается и есть шанс, что часть штрафов все же будет поступать в бюджет города.
Резюмировал свое мнение по поводу проблемы с аварийными участками дорог Кормилец емким сравнением:
«Если вы пошли на рынок, имея 200 рублей в кармане, а хотите закупиться на 500 рублей или на 3000, у вас это не получится. Так же и с департаментом транспорта: было выделено на разметку 9 миллионов – на 9 миллионов мы разметку и нанесем, но никак не на 12».