Правительственный сайт вычеркнул Леонида Полежаева из «омской летописи» возрождения Воскресенского собора. Анонсируя выставку Омского краеведческого музея, посвященную истории воссоздания этого памятника культуры, портал «Омская губерния» назвал имена всего двух людей, благодаря которым Воскресенский собор был открыт для омичей в преддверии 300-летия города. Это губернатор Омской области Виктор Назаров (при нем был создан Фонд строительства собора) и министр культуры РФ, председатель Российского военно-исторического общества Владимир Мединский. Между тем основные работы по реанимации собора были сделаны в тот период, когда ими руководил (и нашел для этого средства) экс-губернатор Омской области Леонид Полежаев. А вы согласны с такой позицией?
Олег Ананьев, председатель НП «Энергоэффективный регион»:
– Я бы не вычеркнул. Наш город хоть и большой, но маленький. Все знают роль ЛК в восстановлении собора. Как показывает практика, даже деньги найти у нас в регионе не главное. Нужно ещё суметь всё организовать и преодолеть бюрократические препоны (разрешения, согласования и пр.). У ЛК это получилось. Вычеркнуть можно хоть откуда, но люди то всё равно знают.
Александр Малькевич, генеральный директор АО «ОРТРК» («12 канал»):
– Для меня как для руководителя Омского отделения РВИО эта тема особенно близка. Разве можно отрицать тот факт, что три четверти стоимости восстановления собора выделил федеральный бюджет через минкульт? Или кто-то не знает, что оставшиеся деньги пришли из регионального бюджета?.. Отдельные «знатоки» пишут, что строителей якобы нужно было контролировать или подгонять. Зачем?! Я знаком с ними – это искренние и честные люди, которые в итоге вышли на проект себе в убыток, часть работ финансировали из собственных средств. Да и потом, есть такое понятие, как госконтракт, по нему собор должен быть сдан к 25 декабря. И будет. Так что роль Мединского и Назарова в этом начинании очевидна. А Леонид Константинович действительно любит регион и заботится о духовном наследии. Многие объекты в городе появились благодаря ему. Жаль, конечно, что он не успел довести до конца два больших дела: установить памятник Колчаку и навести порядок на Ильинской горке. Он болеет душой за Воскресенский собор и, насколько я знаю, организует роспись потолка и установку иконостаса, и вот здесь действительно можно говорить о средствах не из бюджета. О тех, которые нашёл и привлёк лично он. Но так ли важно на каждом возрожденном (или построенном) здании начертать какие-то имена? Сообща, всем миром, удалось сделать. Главное – вернуть собор. Но нам предстоит ещё определить его будущее. Сегодня это именно объект культуры, воздвигнутый на бюджетные деньги. То есть – музей, затем – опорная площадка РВИО и только потом – храм. И «вычеркнуть» придётся как раз того, кто будет утверждать обратное...
Юрий Конобрицкий, председатель Омского союза десантников:
– Хотелось бы посмотреть на этот вопрос под иным углом. А откуда у Леонида Константиновича, пенсионера, такие огромные деньги? Ведь счет идет на миллионы рублей. Кому в собственность будет передан Воскресенский собор? И если бы Полежаев не скрывал источники финансирования, то, конечно, стоило бы упомянуть его имя.
Андрей Алёхин, руководитель фракции КПРФ в ЗС Омской области:
– Это было, безусловно, неправильно, необъективно. Я не был сторонником строительства этого собора, но если это произошло, если человек вложил в это душу, конечно, было очень некрасиво так делать. Я бы так с Полежаевым не поступил.
Валерий Кокорин, руководитель компании «АСК», депутат Заксобрания Омской области:
– Главное, чтобы заслуги Леонида Константиновича отметили на самой экспозиции, посвященной собору. Именно он продвигал идею восстановления, искал дополнительное финансирование, помимо бюджетного, часто бывал на стройке, следил за ходом работ. Я это хорошо знаю, потому что компания «АСК» на благотворительной основе сделала для храма купола, кресты и шатры. Публикация, о которой вы говорите, не затрагивает тему самого восстановления собора. Перечислять всех, кто помог в этом, можно долго. Надеюсь, на выставке в Краеведческом музее это сделают.
Степан Бонковский, депутат ЗС Омской области:
– Я бы однозначно не стал вычёркивать Полежаева. Ещё в бытность губернатором он уделял много внимания церквям и соборам, очень трепетно к ним относился. За ним очень большой вклад в это богоугодное дело, его усилия привели к возрождению Воскресенского собора. Так что Леонид Константинович должен стоять в ряду уважаемых людей вместе с Виктором Ивановичем и министром культуры Мединским.
Сергей Костарев, эколог:
– Я не знаю всех подробностей, как происходило это восстановление. Помню, что раньше пресса уделяла большое внимание роли Полежаева. Потом он перестал быть губернатором, и писать перестали. А сейчас почему Краеведческий музей назвал имена Назарова и Мединского, потому что это действующее начальство, и его надо хвалить. Хотя на самом деле по справедливости надо вспомнить и Полежаева, и всех, кто приложил к этому руку – это Каримов, Коновалов и другие.
Игорь Федоров, блогер:
– Нет, я бы добавил Леонида Полежаева, Андрея Голушко и Татьяну Малиновскую.
Александр Лихачев, общественник, председатель областного Общества потребителей в сфере ЖКХ:
– Я считаю, что в этом проявилась вся сущность современных чиновников. Когда был Леонид Полежаев, Виктор Лапухин, будучи директором драмтеатра, у него только в ногах не валялся, а теперь хозяин сменился, и можно вести себя по-другому. Поэтому кроме сожаления эта ситуация у меня ничего не вызывает. Конечно, данный объект был сдан вовремя, в отличие от всех других, включая улицу Ленина, которую сдали на месяц позже. Если бы собором не занимался Полежаев, он бы тоже не был сдан, как и сейчас не сдано всё остальное: Цирк, «Галёрка», поликлиника и всё прочее.
Иван Беланов, директор центра «АВТОБАН»:
– Это проблема всех пересидевших политиков. Их пребывание у власти было настолько долгим, что общество свешивает всех собак того времени только на них. И новая власть всячески открещивается от этих образов. Вот и результат – политическое и общественное забвение. Будет уроком будущей власти – не пересиживать. Сделал доброе дело – гуляй смело!