Основательница семейного мясного бизнеса рассказала, как удалось "занять свое место под солнцем" и в чем главная проблема фермерских хозяйств региона.
– Ирина, как вы стали предпринимателем? С чего все началось?
– Дело в том, что двадцать лет назад я ушла на пенсию как майор милиции. На пенсии я стала торговать фермерскими продуктами, выставлялись прямо на улице в Чкаловском поселке. Это был 1997 год. Потом мы переехали в павильон в кинотеатре «Космос». В кино тогда никто не ходил, кинотеатр сдавали под ларьки с водкой, газетами, но самые большие очереди выстраивались к нам.
Но кто-то написал «анонимку», что мы продаем товар сомнительного качества. Мэр города приехал лично посмотреть на наши продукты и оценил качество. После этого нас презентовали, начали изучать опыт. Рощупкин даже указал разработать постановление и включить в реестр такую организацию торговли. Мы стали первыми, кто получил такой сертификатом о розничной торговле.
– У вас большое производство? Кто еще занимается бизнесом?
– Можно сказать, что у нас семейный бизнес, со мной работает муж, который с 2005 года серьезно занимается поставками. Еще нам помогают дети и уже внуки. Я многодетная мама, поэтому работников много. Но я никого не заставляю, если после того, как я уйду на пенсию, никто не захочет заниматься этим бизнесом, я готова передать его любому заинтересованному жителю Омска.
А насчет объемов производства, то они небольшие. Мы вроде и готовы предложить нашу продукцию большим магазинам, но они не могут нас принять. Если заходить в сеть, то они предлагают большое количество магазинов, а мы не обладаем таким объемом товара. Если увеличивать оборот, то это пойдет в ущерб качеству, а нашей главной задачей является сохранность вкуса.
– Малый бизнес в Омске в последнее время особенно страдает. Предприниматели жалуются, что администрация им не помогает. А вам оказывают поддержку?
– Мне кажется, что власть слышит нас. По нашей инициативе удалось отменить двойное налогообложение для фермеров. Раньше нужно было платить когда производишь продукт, и когда продаешь его. В начале 2000-х нам помог бывший мэр Омска Рощупкин. Он привез сюда мэров российских городов, в том числе Лужкова, которые продегустировали нашу продукцию. У нас были и Ельцин, и Путин – тоже пробовали, а Путин даже задумался о том, что необходимо ввести закон о крестьянско-фермерском хозяйстве.
– Сейчас реально открыть свою точку?
– Сегодня гораздо проще это сделать. Когда мы начинали бизнес, было много требований к безопасности продукции. Есть определенный санитарный минимум, который сейчас до предела упрощен. Но есть и обратная сторона: если в 1997 году объем реализации доходил до 10 тонн в месяц, то сегодня предложение превышает спрос, поэтому в месяц мы реализуем примерно 2,5 тонны мяса.
– Вы не хотите открыть филиалы в других округах города?
– Я неоднократно обращалась в администрации округов по вопросу размещения точек, но они не могут влиять на сетевиков – это частный бизнес. Кроме этого, есть проблемы с арендой земельных участков, но они решаемы. В любом случае, мы ориентированы на тех покупателей, которые живут в Чкаловском округе. Мы живем здесь уже много лет, а где родился – там и пригодился. Я очень ревностно отношусь к этой малой родине, поэтому хочу делать бизнес здесь, отдать должное этому району.