Недавние заметки о работах в Никольском казачьем соборе вызвали еще больше вопросов, чем дали ответов. Я пономарь в Никольском соборе, поэтому могу рассказать о работах в храме, зная положение изнутри.
Никольский казачий собор – старейший из сохранившихся подлинных православных храмов Омска. Он построен в 1833-1840 гг. по проекту выдающегося русского архитектора В.П. Стасова. Для Омска постройка собора была знаковой, он стал первым и, по сути, единственным храмом, строго выдержанным в стиле русского классицизма. Собор двухзальный: первый зал четырехстолпный, второй – купольный. Храм связан с многими историческими событиями и имеет статус памятника федерального значения.
У собора сложная история. Он чудом уцелел – единственный из центральных омских храмов – был перестроен до неузнаваемости. Вершиной глумления над храмом была пристройка общественных туалетов к алтарной апсиде собора. Его возрождение началось после закрытия кинотеатра «Победа», находившегося в соборе, если не ошибаюсь, до 1973 г. После этого судьба храма висела на волоске: снос храма вручную был трудоемок и долог, взрыв опасен, поэтому решили, что дешевле восстановить.
В 1975 году храм был восстановлен в виде, близком к историческому, хотя было допущено несколько неточностей, которые устраняются только сейчас. Тогда же обследовали фундамент собора. Я узнал, что там есть захоронения, но полагал, они связаны с историей собора. Шурфы делали не археологи, а у рабочих была другая задача – определить конструкцию, глубину залегания и техническое состояние фундамента.
Восстановление Никольского казачьего собора, 1975 г.
После внешнего восстановления собора работы были приостановлены – не знали, что с ним делать дальше. Официально он числился складом декораций концертного зала. В прессе велась дискуссия о судьбе собора: обсуждались варианты – сделать там отдел краеведческого музея, планетарий. Но постепенно на первый план вышла идея модного тогда поветрия – устроить в соборе органный зал. Для того времени это был нехудший и достойный вариант. Работы начались в 1982 г. Многое из сделанного в 1975 г. было переделано. Заменили декор на фасаде, исправили геометрию крыши купола, наконец, сделали отделку интерьера под органный зал, которая, впрочем, вписывалась в традиции русского классицизма. В целом собор приобрел более парадный, ампирный вид. Хотя до реконструкции 1982 г. сохранялся исторический стилобат, завершавшийся мягкими волютами, он был заменен на строгий прямоугольный с высоким тумбами. Колонны портиков приобрели нарочитый энтазис. Внутри собора уникальной операцией проведен демонтаж монолитной балки перекрытия, отделявшего световой барабан от храма. В бытность кинотеатра в барабане была мастерская художника. Помещение не подвергалось реконструкции, и в нем сохранялись остатки соборной росписи, выполненные в альфрейной технике гризайль, имитировавшие лепной декор. При реставрации 1982 года штукатурку решили заменить, и росписи погибли.
Единственный вариант судьбы храма, который не рассматривали в советское время, – возвращение храма верующим. Хотя реставрация 1982 г. была честной, храм восстановили под крестами. В 90-е годы вопрос о возвращении храма встал остро, и тогда орган из защиты храма превратился в проблему, он занимал весь алтарь. После возвращения храма несколько лет приходилось служить при наличии органа. Его перенесли в бывший кинотеатр «Художественный», насколько помню, в 1997 г. После этого в храме ничего существенно не менялось. Машинное отделение органа, выкопанное под алтарем еще в 1982 году, приспособили под ризницу и свечной склад. Росписи, сделанные в 1983 году, на музыкальные темы записали церковными сюжетами, сбили рельефы с лирами на парусном своде и поместили там росписи с евангелистами, убрали зеркала в четырехстолпном зале и тоже расписали освободившиеся места. Даже помещения туалетов сохранились в том же виде, как в органном зале, просто ими не пользовались. В одном туалете был хозяйственный склад, а в другом – кабинет старосты.
Зал органной и камерной музыки
Для тех, кто не в курсе, сообщаю, что в каждом храме хозяйство, как на хорошем предприятии. Неслучайно Крестовоздвиженский собор, открытый еще в 1943 году, оброс служебными постройками с трех сторон. При храме нужны: ризница, библиотека, кабинеты настоятеля, старосты, казначея, трапезная, кухня, сервировочная, продуктовый склад, комната священников, комната охраны, свечной склад, прачечная с гладильной, просфорная, водосвятная, гардероб, воскресная школа, хозяйственный склад, келья для гостей, мастерская-золотошвейная, иконописная, иконостасная, технические помещения, желательны архив, музей и т.д.
В Никольском соборе ничего этого не было. Единственное служебное помещение бывшего гардероба органного зала было и комнатой охраны, и столовой, и гардеробом, и складом. После трехчасовой службы устаешь физически. Хочется где-то передохнуть, попить чая. Большинство служителей находится в храме весь день, им надо где-то есть, пищу надо готовить. К настоятелю приходят гости, он их должен где-то принять. Прихожане ведут духовные беседы со священниками на ходу, в храме, а иногда надо поделиться сокровенным, получить неспешный совет, но для этого нужно подходящее место.
Поскольку постройки вокруг собора немыслимы, то решили все необходимые службы разместить под храмом. Исторически подвала под храмом не было. В начале 20 в. была выкопана одна комната под колокольней под домовую котельную. Уже в советское время выкопали еще три комнаты под четырехстолпным залом, но после реконструкции 1982 года они были заброшены. Текущие работы начались в 2014 году. В первую очередь был выкопан подвал под колокольней и четырехстолпным залом, над ним было залито монолитное перекрытие. Работы были рискованные, в их ходе выяснялось, что глубина заложения под внутренними стенами фундамента меньше, чем под наружными. Заранее это предусмотреть было сложно, поэтому в ходе работ фундамент оказался подкопан, пришлось в спешном порядке его усиливать. Но храм выстоял – святой Никола помог. В этом году работы продолжились. Откопали подвал под купольным залом. В ходе работ наткнулись на ряд захоронений, о которых я предупреждал заранее, но выяснилось, что к храму они не относятся. Его случайно построили на древнем могильнике эпохи бронзы. Я не мог понять, почему не повреждена конструкция пола, сделанная еще при перестройке. Она состояла из метрового слоя кирпичного щебня на известковом растворе, уложенного послойно. Когда выяснилось, что захоронения намного древнее храма, все стало понятно. Правда, раскопки затормозили работы, тем временем возникли сложности с финансированием, и остаток грунта приходится выносить уже прихожанам, ударную силу которых составляют казаки. Вдохновляет нас собственным примером лично митрополит Владимир.
Проведена реставрация фасада. В её ходе восстановлен ряд принципиальных деталей, которые в 1982 году восстановить не решились по идеологическим соображениям. Розетки на фасаде будут заменены на барельефы с шестикрылыми серафимами, а в нишах на аттике барабана появились гирлянды с ангелами. Наконец-то исправлена неточность реставрации ещё 1975 года – заменен шпиль колокольни. Теперь он точно соответствует историческому. Он стал стройнее, а его переход к четверику – более плавным. Привели в исторический вид пилястры в портиках, на них срубили позднюю штукатурку с энтазисом. В результате обнажились базы пилястр, которые были скрыты под энтазисом.
Еще на фасад вышли приямки подвальных окон и пожарных выходов из подвала. Это единственный неисторический элемент на фасаде, но приямки только чуть возвышаются над отмосткой, и козырьков над ними не предусмотрено, так что исторический облик они не испортят.
Основная ближайшая задача – залить перекрытие над подвалами в купольном зале. Эта задача и техническая, и функциональная. Перекрытие будет диском жесткости и гарантирует устойчивость здания, а также позволит восстановить полноценное служение в храме. Сейчас мы совершаем службу в южном приделе. Здесь очень тесно и неудобно.
Мне задавали вопросы, почему проект реставрации не рассматривался на местном уровне. Во-первых, потому что собор – памятник федерального значения и работы финансирует Минкультуры РФ. Генпроектировщик тоже был иногородний. Во-вторых, что могло быть предметом обсуждения? Восстановление утраченных деталей фасада исторически бесспорно, замена шпиля тоже. В остальном облик собора не меняется. Устройство подвала функционально необходимо и является развитием исторического назначения здания. Технически всё рассчитано и соответствует современным нормам. Так что как памятник культуры собор не пострадает. Все остальные вопросы – внутрицерковные. Мы не тянем силой в храм противников церкви, пусть и они нам не мешают.
Кинотеатр «Победа»