Автор этих строк стал очевидцем уличных протестов в Лос-Анджелесе по поводу результатов президентских выборов в США.
Утром в минувшее воскресенье я шел по Франклин-авеню возле пересечения Голливудского бульвара с известным фривэем №101. Не проснувшийся еще Голливуд часов в 11 разбудила полицейская сирена – мимо меня промчались два черных полицейских внедорожника. Летели они куда-то в сторону башни студии «Кэпитал-рекордз». Неужели криминал в такое время?!
На мосту над хайвэем предстала картина почти, как в Москве во времена протестов на Болотной площади, только в миниатюре. Выяснилось, что полиция «летела» сюда, чтобы встать в оцепление вдоль Голливудского бульвара, перекрыв съезд вниз, к магистрали. Никаких митингов не было, зато столпилось несколько зевак. Им строгие стражи порядка в черном показывали рукой, чтобы, мол, не задерживались и шли дальше. Кого ждали, выяснилось через пару минут. В качестве отряда «Навального» выступили человек семь, судя по виду, студентов.
Протестовали против признания Дональда Трампа победителем президентских выборов. (Как известно, большинство проголосовало за Хиллари Клинтон, но из-за непрямой системы выборов, когда результат определяют не по числу голосов, а в целом по штатам, опираясь на волю так называемых выборщиков, «виктория» досталась этому эксцентричному бизнесмену).
Крохотное шествие с парой транспарантов прошло от станции метро «Холливуд-Вестерн», мимо полицейского пикета. Шли, веселились, кричали лозунги. Что-то вроде: «Он не наш президент» и «Я сумасшедший – я голосовал за Трампа». Когда поравнялись со мной, я не мог это не сфотографировать. Один из демонстрантов приветствовал: «Хау ду ю ду, сэр». Это мне понравилось, и я чуть не присоединился к этой ватаге.
Спустя минут пять прошла еще группа – уже человек двадцать. Обе группы протопали над парой-другой десятков именных звездочек на «Аллее славы», соединились у станции метро «Холливуд-Вайн», там замешкались, и свернули на юг, к бульвару Санта-Моника. В этот час в этой части Голливудского бульвара было безлюдно, любоваться протестующими могли человек двадцать. Был ли этот маршрут согласован с властями – неизвестно, но ясно, что, если бы они прошли по бульвару дальше, до конца «Аллеи славы», резонанс бы был посерьезнее. Там, возле кинотеатра «Далби» в это время как раз ставили декорации и красную дорожку для мировой премьеры мультика «Моана».
Обернулся на полицейский пикет. Стражи порядка уже не стояли в шеренгу, расслабились и... друг друга фотографировали. Вид здесь был стоящий: как раз за спинами стражей порядка, на холмах, оказались те самые буквы «Голливуд». Ну что ж, не зря съездили – демонстрация вышла так себе, зато фотки получились.
Предосторожность властей, видимо, была вызвана недавними событиями здесь же. Дело в том, что накануне, сразу после объявления итогов голосования в Лос-Анджелесе недовольные Трампом фривей как раз и перекрыли. Полиция даже арестовала несколько десятков. Ведь блокировать фривей – это очень серьезно для города. Здесь очень большой трафик. Полиция, наученная тем горьким опытом, теперь решила «перебдеть».
А я подумал, что, коль уж сравнивать демонстрантов с нашей либеральной оппозицией, то в лос-анджелесском случае утверждение, что их акцию «профинансировал Госдеп», было бы более обоснованным. Все-таки оппонент Трампа – дама оттуда же.
Вообще американцы, конечно, мягко говоря, по-разному восприняли итоги этих выборов. Русскоязычные жители Лос-Анджелеса до дня голосования спрашивали друг у друга полушутя-полусерьезно, имея в виду трения между странами:«Война еще не началась?» Победу Трампа не ожидали, но, когда это случилось, вздохнули облегченно. Как будто Ельцин прошел в Верховный совет, хотя в это не верилось. Коренные же американцы – не индейцы, а англосаксы и т.д., напротив, волноваться стали после выборов. В том же Голливуде, например, Трампа называли недалеким, Роберт де Ниро еще накануне публично сказал, что он –придурок. Как знаменитостям теперь с ним быть? Демонстрации – отголосок этих настроений. Нам удивительно, но наружной рекламы на выборах не было в принципе, а вот самопальные наклейки с карикатурами на участников гонки в изобилии. И в основном, на Трампа. Парикмахерша, в населенном выходцами из Мексики районе «Панорама-сити», когда узнала, что я из России, показала мне два пальца «соединяющимися ножницами»: «Путин (с ударением на последнем слоге) и Трамп». Союзники, мол.
Вспомнилось другое: когда восемь лет назад избрался первый черный президент, тоже начали отсчитывать новую эру. И не было человека, не имеющего своего мнения. Однако ж с новой эрой не вышло. Среда заела.