А вот Евросоюз может получить экономическую «вольную».
В последние несколько недель омичи, проходящие мимо банковских отделений, с интересом наблюдали за колебаниями курсов валют, а весь остальной мир с не меньшим интересом следил за исходом президентской гонки в США.
Евро и доллар по отношению к рублю сначала пошли вниз, но затем как будто отвоевали утерянные позиции. О том, что ждёт национальную валюту в дальнейшем и стоит ли опасаться, что к Новому году обменные пункты вновь начнут закупать табло с трёхзначными числами, мы поговорили с Дмитрием Васильевым, преподавателем кафедры ЭТЛиУК Омского государственного университета путей сообщения.
– Некоторые аналитики предрекали, что в случае избрания эксцентричного Дональда Трампа президентом США доллар серьёзно потеряет позиции. Стоило ли ожидать такого развития событий?
– Текущие колебания курса – это лишь следствие, собственно, самих выборов в США, это краткосрочные флуктуации. Безусловно, после завершения выборов, курс будет определяться уже не столько атмосферой неопределенности для экономики США, а политикой избранного руководства.
– А у него есть конкретные экономические планы? Боюсь, большинство россиян слышало только о строительстве Великой Мексиканской Стены и изгнании всех нелегальных мигрантов.
– Отношения Трампа к политике Федеральной Резервной Системы всегда были негативные. Риторика недавно избранного президента заключалась в критике деятельности данной структуры. И, по его словам, необходимо разрешить проблемы «дутой» экономики США путем повышения ставок рефинансирования. В среднесрочной перспективе, если таковое решение будет продавлено администрацией Белого дома, это приведет к сильному укреплению доллара.
– А как это отразится на судьбе единой европейской валюты?
– Складывается ощущение, что вследствие политики нового президента США Евросоюз получит возможности вести более независимую политику, появится возможность в среднесрочной перспективе смягчить (но не отменить) санкции. Однако все это не решит проблему оттока капитала в США, по причине низких банковских коэффициентов в Еврозоне на фоне потенциально возросшей доходности долларовых активов в США.
– В числе прочих последствий избрания Трампа называли падение цен на нефть, и действительно после появления итогов голосования стоимость барреля упала. Звучит не слишком хорошо для рубля?
– В последнее время (год-полтора) корреляция между курсом рубля и стоимостью нефти все менее заметна. Свою роль сыграла и политика импортозамещения, и изменение структуры экспорта, в котором все большую долю занимают не сырьевые товары, а оружие или промышленное производство. И пусть пока это изменение невелико, а политика ЦБ РФ и Правительства не всегда заслуживает похвалы, в долгосрочной перспективе рубль будет еще меньше зависеть от динамики цен на углеводороды. Что касается зависимости от состояния доллара, тут прослеживается общемировая тенденция, заключающаяся в том, что любая развивающаяся экономика сильно страдает от «сильного доллара». Вкупе с политикой санкций и блокированием доступа к так называемым «длинным деньгам» (кредиты в валюте, на долгий срок и под малый процент) из-за рубежа, это, безусловно, приведет к падению рубля и его проседанию к доллару.
– Звучит мрачновато. Стоит ли ждать позитивных изменений к Новому году? В прошлом январе, помнится, евро перевалил за 90 рублей.
– По данным большинства аналитических компаний, к концу 2016 наметилась положительная динамика ВВП РФ. Прогнозы на 2017 год также изменяются в сторону более положительных. Это связано как с преувеличенно негативными оценками возможностей экономики РФ несколько лет назад, так и с усилиями правительства оптимизировать бюджетные расходы и нормализовать ситуацию в банковском секторе. В конце года, когда большинство компаний отчитаются о состоянии дел, произойдет краткосрочное укрепление рубля, которые также будет подогрето скачком потребительских расходов в новогодние праздники.
Но после новогодних праздников последует сильный отскок курса на прежние позиции, и тенденция ослабления рубля к доллару продолжится.