Известный омский альпинист рассказал о трудностях, которые ему пришлось преодолеть, чтобы покорить одну из самых опасных вершин мира.

В Омске прошла встреча с доцентом кафедры теории и методики туризма и рекреации СибГУФК Игорем Здановичем, который 30 сентября 2016 г. в составе международной экспедиции покорил вершину Манаслу в Непале. Публикуем самые интересные вопросы омичей и ответы на них.

Игорь, почему вы решили покорить именно эту гору Манаслу?
 

– Меня пригласил поучаствовать в экспедиции заслуженный мастер спорта по альпинизму, альпинист, покоривший Эверест и поднявшийся 5 раз на Манаслу, Дмитрий Греков. Это у него надо спросить, почему он выбрал именно эту гору. Слышал, что в первый раз Греков пытался покорить её ещё зимой 1995 года, и он не смог подняться по каким-то причинам. Теперь каждый год или через год он ездит и мстит этой горе.

Кого, кроме вас, он взял штурмовать вершину?

– Греков сформировал группу из шести человек, которая должна была подниматься на вершину. По уровню подготовки я был самый слабенький, остальные были так называемые «снежные барсы», неоднократные участники экспедиций на восьмитысячники. Двое ребят были из Прибалтики, трое представляли Россию – Челябинск, Москва и я – Омск, а также Дмитрий из Киргизии.

Женщины среди участников были?

– Да, две. Одна  из Москвы, другая из Риги. Они молодые – им под 50, у каждой по двое детей. Но они уже неоднократные участники экспедиций на «восьмитысячники», но достигнуть вершины им до этого не удавалось. Дина, которая с нами была, в 2014 году, например, не дошла 200 метров до вершины с экспедицией. Потому что когда они забрались было уже три часа дня, это слишком поздно – время разворота на Манаслу. Иначе потом уже не можешь спуститься.

Как же представительницы прекрасного пола там выжили! Вы принимали какие-то спецсредства, витамины?

– Ничего сверхъестественного мы там не принимали. Длинными ночами, когда особенно придавливало, пил обычный аспирин. От давления – Цитромон. Две таблетки грузишь и вообще шикарно получается. Пару раз мне было совсем нехорошо, иностранцы мне дали какие-то волшебные пилюли. Хорошо работали. Мельдоний хотел взять, но в связи с последними событиями... (смеется). Если честно, просто не успел его купить. Все с ним ходят. Из других препаратов брал Ферверкс и Парацетомол. Тем, кто пойдёт в горы, возьмите таблетки-сосачки, они хорошо справляются с высотным кашлем.

Кислородными баллонами пользовались?

– Вообще, экспедиция планировалась без кислородных баллонов. Каждый участник выбирал, нужен он ему или нет. Сначала я подумал, что справлюсь без него, но потом, когда все начали рассказывать, что не удается подняться, я понял, что нужно что-то предпринимать, подстраховаться. Обычно все заказывают три баллона, но я подумал, что я и так сильный парень, мне хватит и двух – мне их привезли в третий лагерь. Я ни разу ими не пользовался и мне было интересно. Они оказались очень тяжёлыми – оба тянут на 10 кг плюс рюкзак. Итого получается 20 кг. Столько тащить на себе на вершину практически нереально. Я истратил один из них, дойдя уже до 4 лагеря, в итоге у меня остался только один. Потом я поставил самую минимальную подачу кислорода, выключал на остановках и мне хватило до вершины. Кислородный баллон на самом деле спасает – он даёт самое главное – тепло. Те, кто им не пользовался, получили обморожения рук.

– Игорь, что вам больше всего понравилось в восхождении? Расскажите о самом приятном моменте.

– Не было у меня там хорошего момента! Начиная с 18 сентября мы постоянно работали и работали. Куда-то лезли, копали ямы под палатками. Была постоянная борьба. Постоянно давит высота и холод. Другой неприятный момент – первый раз помылся 15 сентября в Катманду, второй раз – 4 октября в какой-то деревни. Каждый вечер я залезал во всей одежде в спальник и начинался долгий процесс отогревания. Через полчаса я мог снять куртку. Ещё через полчаса я мог снять одни из штанов. Ещё я ничего не мог есть. Три дня ничего не ел, пить даже заставить себя не мог. В итоге потерял 10 килограммов. Но это того стоило – на вершине складывается ощущение, что ты в космосе. Эмоции бьют через край.

Подробнее о восхождении Игоря Здановича можно прочитать здесь.