Астроном Владимир Крупко, физик Владимир Дмитриев и инициатор перевода часов на летнее время предприниматель Владимир Романов сегодня провели пресс-конференцию.
Она состоялась в Омском планетарии и вызвала живой интерес всех участников. Журналисты, выслушав доводы двух ученых и одного активиста, тоже включились в дискуссию.
В начале встречи руководитель Омского планетария Владимир Крупко провел, как и обещал, ликбез по теме исчисления времени. Он подготовил презентацию, где было наглядно показано, по какому времени мы сейчас живем и что нас ждет, если стрелки часов переводить в ту или другую сторону.
«Если кратко, то термин «местное время» означает время на данном меридиане, – пояснил Владимир Николаевич. – Таким образом, время в разных районах Омска – разное. Например, в Амурском поселке и Старом Кировске оно различается примерно на 1 минуту.
Чтобы не подводить постоянно стрелки часов, перемещаясь из одного конца города в другой, люди в Европе решили ввести часовые пояса. Это удобно, чтобы в границах пояса время было одинаковым.
Однако некоторые административные округа оказались сразу в нескольких часовых поясах, и было решено приспособить рамки часовых поясов к границам регионов.
Омск расположен в середине пятого часового пояса. То есть наше поясное время почти идеально совпадает с астрономическим.
Но живем мы по времени, которое отличается от астрономического на час. Это случилось благодаря введению декретного времени, которое прибавило 1 час к поясному.
Декретное время было введено в СССР в 1930 году для экономии электроэнергии. Позже, в 1981 году, в нашей стране ввели еще, по примеру Европы, перевод часов на летнее время и обратно.При президенте Медведеве в 2011-м году Россия перешла на постоянное летнее время. В 2014-м часы вновь перевели назад, и сейчас мы живем по зимнему или декретному времени».
Надо отметить, что летнее время, которое плюсуется к декретному, отдаляет нас от природного времени уже на 2 часа. Тем не менее именно это и предлагал сделать Владимир Романов. Его инициативу, кстати, Заксобрание Омской области накануне отвергло. Но Романов заявил, что это лишь означает, что ее примут когда-нибудь у кого-нибудь другого.
«Все эти часовые пояса были введены 200 лет назад, – говорит Романов. – Сейчас образ жизни человека изменился. Если раньше крестьяне вставали в 4 утра, то 12 часов – полдень – и был у них серединой дня. Средний человек сейчас встает в 7 утра и ложится в 23 часа. Для современного человека полдень наступает примерно в 14-15 часов.
Мы сейчас имеем, что у нас первая половина дня человека солнцем освещает, а во второй половине дня мы остаемся в темноте. Перевод стрелок вперед позволит нам сделать вечера светлее. Я уверен, что это будет лучше подходить к ритму жизни человека. Мне-то все равно, я предприниматель, я могу вставать, когда захочу, но речь о большинстве людей, которые привязаны к рабочему графику».
«Но ведь рабочий график от этого не изменится! – возразили Романову из зала. – Все равно рабочий день будет длиться 8 часов. Никакого лишнего часа от перевода стрелок не появится. И если это нам принесет лишний светлый час вечером, то это будет за счет того, что рассвет будет позже. Ведь все в природе взаимосвязано».
Долго Романов увиливал от ответа на вопрос, почему ему пришла такая идея – о переводе часов на летнее время. Нет ли здесь обычного желания попиариться за счет темы, которая вызывает интерес. Когда вопрос был задан уже в пятый раз, он наконец признался, что летнее время было бы удобно его близким.
«В 2011 году ввели летнее время, в 2014 году мы перешли на зимнее время, – сказал Романов, – у меня была возможность сравнить, и я сделал вывод, что моим близким неудобно зимнее время. Никакого пиара тут не было – я начал безнадежное предприятие и проиграл. Какой тут пиар? Но я считаю, что этот перевод часов все равно примут рано или поздно, потому что людям так будет удобнее. Может, это сделает Всемирная организация здравоохранения или даже ООН».
Правда, у присутствующих сложилась иная точка зрения насчет того, что людям будет удобнее. Кандидат физико-математических наук, доцент ОмГПУ Владимир Дмитриев, выслушав Романова, заявил, что все равно не видит смысла переводить часы.
«Переход на летнее время был придуман, чтобы большее количество дневной активности человека приходилось на светлое время суток, – отметил Дмитриев. – Это приводило к некоторой экономии электроэнергии до тех пор, пока ее большая часть расходовалась на освещение.
Но сейчас наши дома полны электроприборов, работа которых не зависит от времени суток – это холодильник, стиральная машина, компьютер. Им все равно, светло, темно на улице. Поэтому сейчас этот экономический фактор особой роли не играет.
Медицинские же исследования говорят, что в момент перехода с одного времени на другое наблюдается всплеск неврозов, обострений, расстройств, а через неделю-две это все сходит на нет, человек приспосабливается. Мы, конечно, сможем приспособиться, если время опять переведут. Но зачем это делать? Я не вижу оснований. Живем нормально, сейчас у нас практически оптимальное время. Есть принцип: работает – не трогай».
С этим доводом согласилось большинство присутствующих.