Известный британский журналист Джо Савар, рассуждая о трагедиях в автоспорте, как-то сказал: «Гонки невозможно сделать на 100% безопасными, главное – делать выводы из трагических происшествий».
Но какой можно сделать вывод из трагедии, которая 2 октября произошла в Омске на трассе «Амурская» во время проведения финала Кубка России по автокроссу, когда гоночный автомобиль 39-летнего читинского спортсмена Вячеслава Холмогорова вылетел с трассы и врезался в вышку, где находились двое судей? При падении с трехметровой высоты они получили тяжелые травмы, в результате которых 54-летний Василий Елизаров скончался на месте, а его 34-летняя помощница Наталья Корнеева попала в больницу в тяжелейшем состоянии.
Ничего подобного в омском автоспорте не было уже больше 20 лет. Да и в этот раз по логике быть не могло... Сертифицированная трасса, соответствующая всем требованиям безопасности, профессиональные судьи, уровень которых позволяет им работать на гонках самого высокого уровня, включая F1, опытные спортсмены, за плечами которых не одна сотня гоночных километров, технически безупречные автомобили, которые проходят жесточайший контроль перед выездом на трассу, идеальная погода... Ничто не предвещало беды. Даже автомобиль, согласно законам физики, вылетевший на судейскую вышку, должен был лететь совершенно в другую сторону. А если он даже и сменил бы траекторию, специально установленный защитный бруствер должен был остановить летящий на огромной скорости болид и поставить его на землю. Но защитное сооружение сыграло злую шутку: автомобиль подбросило вверх.
Произошло непоправимое...
Сейчас по данному факту возбуждено уголовное дело по п. «в» ч.2 ст.238 УК РФ – «Оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности жизни или здоровья потребителей, повлекшее по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью либо смерть человека».
Следователи провели осмотр места происшествия, изъяли документацию, проводят допросы, изучают материалы дела.
«На данном этапе произошедшее пока квалифицируется как несчастный случай, – отметил руководитель федерации автомобильного спорта Омской области Евгений Харченко. Но при этом добавил, что «процесс будет долгим, конкретики еще нет», поскольку «согласно правилам спортивной дисциплины, сначала собираются документы об аварии, а уже потом они передаются в правоохранительные органы».
Впрочем, имя одного из предполагаемых виновников трагедии многие уже называют. Это пилот Николай Куманек, который, по словам очевидцев, вел себя достаточно агрессивно на трассе и в итоге спровоцировал столкновение с автомобилем Холмогорова. А после случившегося сразу же стер запись со своего видеорегистратора, хотя это считается грубейшим нарушением и может в итоге затруднить расследование дела. Да и, согласно регламенту, организаторы должны немедленно изымать флешки с видеозаписью у всех гонщиков, ставших участниками события со смертельным исходом.
Так или иначе, мы всё же решили повнимательнее присмотреться к случившемуся. Взглянуть на трагедию глазами тех, кто не понаслышке знает всю кухню экстремального автоспорта. Кто стал свидетелем произошедшего и уже сделал для себя первые выводы...
Мнение
Евгений Харченко, руководитель федерации автомобильного спорта Омской области:
– Это не более чем несчастный случай, за 20 лет ничего подобного не было. Между двумя пилотами произошла борьба, и в итоге одна из машин взлетела вверх. Удар был такой силы, что судьи вылетели из судейской вышки. Это трагическое стечение обстоятельств, просчитать траекторию полета машины в этом случае было невозможно. Так сложились обстоятельства. У нас одни из лучших судейских постов в России, они сертифицированы и выполнены по всем нормативам. Будем сейчас разбираться и уже по итогам что-то делать. А пока идут следственные действия, на площадке как минимум, до весны будут приостановлены все тренировки.
Александр Фабрициус, экс-министр по делам молодежи, физической культуры и спорта Омской области:
– Произошёл абсолютно несчастный случай: у нас все параметры в порядке, трасса лицензирована, за ходом соревнований следили комиссары из Тольятти и Самары. Нарушений не было: по всей стране соревнования проводятся именно таким образом. Точнее, было нарушение, но только одно – касание двух машин в ходе спортивной борьбы. В результате машина полетела туда, куда она в принципе не могла полететь. Там был левый поворот, вышка стоит внутри, и машины должны идти по внешней траектории. Но получилось почему-то вот так. Все службы были на месте уже в течение 30 секунд. Но с нашей стороны есть все документы, все лицензии, и они, конечно, будут предоставлены правоохранительным органам.
Проект: Ирина Леонова