«Скупой платит дважды», – говорят эксперты о «Водоканале», которому предстоит следующим летом переделывать дорогу.
Сегодня в полдень на улице Красных Зорь, где недавно обновили асфальтобетонное покрытие, прошел рейд дорожных служб во главе с замминистра строительства и ЖКК региона Александром Фрикелем. Присутствовали также представители подрядчика и заказчика работ, независимые эксперты, строительный контроль.
Работы «Водоканала» как будто бы завершены, но экскаватор на месте и труба лежит во всей красе
Внимание к улице Красных Зорь привлек недавний случай: на перекрестке с улицей Декабристов в яму провалился целый самосвал. И хотя потом оказалось, что этот «портал в ад» разверзся со стороны ул. Декабристов, на ул. Красных Зорь обнаружилось почти двадцать участков с просевшим асфальтом – то есть потенциальных будущих ям и дыр.
Разговор о состоянии улицы Александр Фрикель начал с «позитива»:
«Сегодня последний день сентября, к которому мы планировали завершить ремонт дорог на полученные средства из федерального центра по системе «Платон». Это 28 дорог в Омске и 10 дорог в области. Мы можем констатировать факт, что все работы по ремонту этих дорог завершены, по большинству из них принята исполнительная документация и подписаны акты выполненных работ, по многим уже произведена оплата», – рассказал он. – Один объект – дорога «Омск – Русская Поляна» – доделывается, там выполняются работы по ремонту обочин. Подрядчик заверяет, что они сегодня эту работу завершат».
Что же касается многострадальной улицы Красных Зорь, то ее несчастье связано с тем, что под этой дорогой проходят коммуникации «Водоканала». Летом он выполнял ремонтно-строительные дороги, последствия которых – как раз провалы.
О причинах их появления рассказал член общественного совета при Минстрое, доцент СибАДИ Александр Лыткин:
«Водоканал» был стеснен по срокам и по условиям, каток сюда нельзя было загнать, для уплотнения пользовались виброплитой, а она не позволяет достичь нужного уровня. Кроме того, свою роль сыграло отсутствие нормативной документации, которая регламентировала бы обязательное использование каких-то твердеющих композиций – или золоминеральной смеси, или пескоцементной смеси. Поэтому говорить о том, что «Водоканал» грубейшим образом нарушил технологию, нельзя. Но опыт показывает, что скупой платит дважды: если бы они потратили какие-то копейки на цемент и на песок, здесь необходим слой всего 5-7 сантиметров, то они бы выиграли больше, не было бы этой головной боли».
Проще говоря, закапывая свои рабочие ямы, «Водоканал» не позаботился о том, чтобы уплотнить в этом месте грунт, в результате он просел прямо под новым асфальтом.
Судя по состоянию обочины, вернее, ее отсутствию, размытия грунта под дорогой не миновать, как и новых ям
Проводить ремонт сейчас эксперты во главе с Лыткиным смысла не видят: когда по весне начнется таяние снегов, появятся новые провалы. В результате «Водоканалу» до июля следующего года предстоит следить за улицей и закатывать ямы, если они провалятся, а в июле, когда произойдет полное оттаивание и перераспределение влаги – отремонтировать ее.
«Нужно дождаться следующего лета, обеспечивая нормальный комфортный проезд, промежуточные ремонты делать за счет средств «Водоканала». А потом под контролем заказчика аккуратно вырезать асфальт, выбрать грунт, просевший на глубину не менее метра, и восстановить основание до верха покрытия сухой пескоцементной смесью, которая затвердеет, омонолитится и совершенно исключит просадки в течение многих лет», – прокомментировал Лыткин.
Как напомнил журналистам Александр Фрикель, всего к настоящему моменту общая площадь отремонтированных дорог – 1 200 000 кв. м, что составляет более 10% всех дорог в городе. Таких объемов работ наши проезжие части не видывали уже много лет.
А вот та достославная яма на Декабристов, в которую провалился самосвал
Примерно половина этой площади отремонтирована за счет средств «Платона».
«Замечаний было предостаточно, это были замечания и к составу асфальтобетонной смеси, и к ровности укладки асфальта, и к коэффициенту уплотнения по нормативам. Все выявленные замечания устранены. «Строительный контроль» эти замечания зафиксировал, как и их устранение. Акты выполненных работ подписаны», – отчитался замминистра по поводу качества сделанного ремонта.
По его словам, при составлении планов на 2017 год в приоритете будут те дороги, на которых не завершены ремонтные работы. Будем надеяться, что бюджет Омской области позволит в будущем году хотя бы не сбавлять темп работ на городских улицах и областных трассах.