Победа «Единой России» стала следствием очередного изменения избирательного законодательства – считает общественник.

В минувшее воскресенье россияне избрали очередной состав Государственной Думы, а омичи – вдобавок ещё и региональное Законодательное Собрание. Окончательные итоги выборов ещё не подведены, но, согласно предварительным, «Единая Россия» одержала победу. Серьёзной неожиданностью стал результат ЛДПР: после обработки первых десяти процентов бюллетеней сторонники Жириновского заняли в Госдуме второе место. В дальнейшем их отодвинули коммунисты, но результат всё равно впечатляющий.

БК55 решил узнать, что думает о сложившейся ситуации председатель «Общества защиты прав потребителей в сфере ЖКХ» Александр Лихачёв.

– Александр Владимирович, вы знакомы с предварительными итогами выборов? Как оцениваете их итоги?

– Я считаю, что это были первые выборы, которые проходили честно. Потому что мы помним 2008-й, когда потом уничтожали бюллетени и меняли результаты, помним другие выборы, про которые те, кто в этот процесс вовлечён, могут многое сказать. Но в этот раз, на мой взгляд, всё было честно и прозрачно, и это можно только приветствовать. С 98-го года не было более объективных выборов.

 

Второе, что я хочу сказать, – возникшая в стране ситуация улучшила результаты ЛДПР. Всегда, когда есть внешняя угроза, националистические партии (одной из которых является ЛДПР) повышают свой процент. Но я хотел бы отметить ещё наше омское отделение партии во главе с Берендеевым. Я за них не голосовал, но организационно мне понравилось, как они отработали. У меня две квартиры, моя и покойной матери, они в разных домах – и в обоих ЛДПР предоставила мне все документы, активно вела агитацию. Вот речи Жириновского на DVD, не знаю, нужны ли – но они были. Другие партии агитировали менее активно. Они работают персонально – а что, если меня дома нет? Я, получается, вообще не получу партийную агитацию?

 

– «Единая Россия», тем не менее, серьёзно обошла ЛДПР и прочих конкурентов.

 

– Ещё Ленин писал, что правящий класс никогда добровольно власть не уступит. Если бы выборное законодательство не поменяли, «Единая Россия» не имела бы большинства в Думе и Заксобрании. Но они специально, понимая, что по списку единороссы много голосов не наберут, снова поменяли законодательство. В своё время все возмущались отменой одномандатных округов; я и сейчас считаю, что это было неправильно. Но тогда «Единая Россия» считала, что наберёт таким образом много голосов.

 

А теперь они поняли, что одномандатники выгоднее. Потому что там могут победить только богатые люди. Каждый округ –  это большое число районов, избирателей. И человек, который не является крупным руководителем или олигархом, просто не сможет объективно иметь достаточную финансовую подпитку, чтобы всё это решить. Потому «Единой России» стало выгодно 50/50, и в Заксобрании, и в Госдуме, это даст ей возможность иметь большинство.

 

В то же время каждому давали право проголосовать, это право людей. Видимо, люди хотят дальше жить так же, как сейчас, их всё устраивает.

 

 Омичи как избиратели в этом году отличались от остальных россиян? Была ли региональная специфика?

 

– Первое, что бросается в глаза, – по предварительным результатам процент за «Единую Россию» в нашем регионе ниже, чем в целом по России. Поскольку единороссы – правящая партия, то чем хуже ситуация в том или ином регионе, тем меньше за них голосуют. Я не знаю результатов, например, Тюмени – но там наверняка процент за «ЕР» больше. Поскольку просто положение социально-экономическое там лучше. Видимо, это оценка местных органов власти.

 

– Второе – конечно, что в Омской области партия власти не использовала тот шанс, который ей давали праймериз. Я считаю, что это их проведения было правильной идеей и поначалу думал, что это даст партии очиститься от клейма «партии жуликов и воров». Но оказалось, что, к сожалению, на праймериз были применены худшие из известных выборных технологий, и ожидаемого результата они не дали. Привести новых людей партии практически не удалось.

 

Я как сторонний человек, не член «Единой России», могу сказать, что праймериз должны продолжаться. Но для того, чтобы использовать их потенциал, должны быть чёткие принципы. Чтобы нельзя было просто привести своих людей, дать им денег и заставить проголосовать за того, за кого нужно.

 

Хочу обратить внимание, что те, кто понимает моральное банкротство правящей партии и другие партии их не устраивают, идут как независимые кандидаты. Например, Кокорин, которого я всегда считал человеком порядочным. Правильно, что он не стал баллотироваться от партии, это позволит ему отражать интересы своих избирателей. Ведь всё-таки есть такая вещь, как партийная дисциплина. Иногда беседуешь с некоторыми депутатами, говоришь им: «Ну ты же видишь, что это неправильно!»; а он в ответ: «Ты же понимаешь, я член фракции...».

 

И последнее. Ещё раз подтвердилось то, что где в селе глава на месте – там хороший результат. Если в Крутинке или Любино главы пользуются авторитетом – то посмотрите, какая там явка.