На последнем заседании допросили невезучего экспедитора и наблюдательного информатора. (ИЗ ЗАЛА СУДА)
В мае 2016 Омск потрясла весть о преступлении, моментально получившем имя «кража века». И немудрено: неизвестные (на тот момент) злоумышленники похитили посылку с золотом и валютой, общая стоимость которых приближалась к шестнадцати миллионам рублей.
Воображение рисовало картины в стиле авантюрных фильмов про 1920-е: с пистолетами, погонями и платками на лицах. Реальность оказалась прозаичнее: похитители просто подъехали к грузовику, перевозившему багаж от самолёта на коммерческий склад, взяли из открытого кузова посылку и скрылись.
Поймали их месяц спустя, при попытке сесть на поезд до Владивостока. Оба задержанных полностью признали вину и просили рассмотреть дело в особом порядке: это быстрее, а наказание не может превышать 2/3 максимального срока. Однако против неожиданно выступил владелец потерянной посылки – компания «БРИНКС».
Потерпевшие подозревают, что в деле был и третий сообщник – рассказал на одном из прошлых заседаний представитель компании. Для того чтобы найти его (а так же подобраться к 43 тысячам евро и 19 ювелирным украшениям, которые до сих пор не найдены), компания и настояла на полноценном судебном разбирательстве.
Невезучий экспедитор
Тридцать первого августа, в последний день лета, Кировский суд вызвал на допрос двух свидетелей. Первым выслушали показания Антона Заводского – человека, обеспечивавшего безопасность доставки злополучной посылки.
Мужчина рассказал, что за два дня до событий ему, как обычно, сообщили о грядущем прибытии ценного груза. Однако в сам день икс никаких дополнительных уведомлений не пришло, из чего Заводской сделал вывод о том, что рейс перенесли или отменили.
Однако самолёт вылетел вовремя. К тому моменту, как Заводской проснулся и приехал на работу, багаж уже закончили перекидывать в аэропортовский грузовик. Мужчина проводил его взглядом, однако сам с ценным грузом не поехал.
– Знали ли вы о ценности посылки? – спрашивает прокурор Насейкина.
– Нет, но мог её оценить по списку адресатов. Если что-то едет в банк, оно, скорее всего, ценное.
«Почему тогда вы не поехали вместе с ним?» – спрашивает обвинитель. Ей кажется подозрительным многое из того, о чём говорит Заводской. Почему он не стал уточнять, вылетел ли самолёт, почему не залез в грузовик и не поехал там, почему не предпринял дополнительных мер по охране? Кто знал о ценном грузе, кто имел доступ к компьютеру и почтовому ящику, через который Заводской получал информацию от начальства?
Свидетель тушуется, но отвечает: почтовый ящик защищён, его предоставляет компания. О грузе знали только сам Заводской и его сменщик, также работавший на «БРИНКС». Пассажирские самолёты из Москвы часто задерживают, потому обычно если нет сообщения – значит, нет рейса.
В грузовик же мужчина не попал по очень простой причине: его не пустили грузчики. Количество мест в машине ведь ограничено. Собственным автомобилем свидетель воспользоваться не мог: тот был припаркован у проходной в полукилометре от самолёта.
Быстрый и богатый
О том, что произошло по дороге от самолёта на коммерческий склад, рассказал суду второй свидетель.
Евгений Низовой работает на складе диспетчером-информатором. В тот утро молодой человек шёл на работу – и увидел, как «на хвост» аэропортовскому грузовику сел подозрительный ВАЗ.
«Наша машина обычно едет медленно, чтобы не повредить груз. Потому все обычно обгоняют, а эта легковушка ехала сзади, дважды перестраивалась», – сообщил свидетель.
Подъехав к воротам склада, грузовик затормозил. В это время из ВАЗа выскочил мужчина в камуфляжной одежде; лицо его скрывала чёрная маска. Неизвестный подбежал к грузовому автомобилю, залез и схватил с кучи посылок синюю коробку. Легковушка, в которую грабитель вернулся с добычей, быстро набрала скорость и скрылась из поля зрения. Однако наблюдательный сотрудник успел запомнить её номер.
«У нас украли груз. Как украли? Молча», – сообщил Евгений коллегам.
Откуда преступники узнали о ценной посылке, почему та «очень удачно» оказалась в грузовике на самом верху, кто рассказал им о маршруте грузовой машины, куда исчезли пропавшие деньги и драгоценности – обо всём это подсудимые, возможно, расскажут суду на следующем заседании. Резон у них есть: обоим грозит до десяти лет лишения свободы.