- Да, это случилось ровно 20 лет назад. Но поминают это мне до сих пор. И никакого срока давности. Более того, тогдашний мой поступок получает с каждым годом все более негативные оценки. Не хочется оправдываться. Но объясниться, видимо, надо.
Сразу после путча 1991 г. я вылетел в Москву. Меня пригласили к президенту. Ельцин предложил мне стать его представителем в Омской области. Он еще добавил: «Ты разве не видишь: Союз разваливается. Теперь и Россия может рассыпаться. Сверхзадача корпуса представителей президента – сохранить Россию в целостности».
Ровно через сутки я ответил согласием. По возвращении в Омск я взялся размышлять над тем, кого предложить президенту в качестве кандидата на пост главы администрации области. Это была очень ответственная задача, т.к. президент, заваленный грудой дел, полностью доверял в этом вопросе своим представителям и после их рекомендации буквально на следующий день выпускал указ о назначении того или иного главы.
Выбор был таков: назначить «своего» в политическом смысле слова или разбирающегося в делах. Как известно основными критериями при подборе кандидатур являются два показателя: лояльность и компетентность. С точки зрения лояльности я должен был предложить «демократа». По этому критерию предложений мне поступило много. Не буду называть все имена, но «в финал» от этой категории претендентов явно выходил Владимир Исправников – народный депутат РСФСР, кандидат экономических наук и… мой соратник. Но смог ли бы доцент кафедры политэкономии, теоретик справиться с ситуацией в области, которая с каждым днем осложнялась?
В другой группе, «компетентных», на первое место однозначно выходил председатель исполкома Леонид Полежаев. За ним – опыт и явные данные сильного лидера.
Не знаю, сколько бы я еще думал, но однажды последовал толчок, и в один момент все решилось. 10 ноября в коридоре Белого дома я столкнулся с Геннадием Бурбулисом. Он сообщил, что буквально на днях Хасбулатов проведет через Верховный Совет поправку к порядку назначения глав администраций. Они будут назначаться президентом, но теперь уже только с согласия соответствующего Совета. «У тебя какой Совет в области по политическим настроениям?» – «Конечно же, преобладают ортодоксальные коммунисты» – «Они же не согласятся с той кандидатурой, которую ты предложишь», – напустился на меня Г. Бурбулис.
Я принял решение – отдать предпочтение компетентности. Было страшно за область, за своих земляков. Имел ли я право проводить над ними политические эксперименты в такое сложнейшее время?
Прямо в приемной Ельцина я написал представление президенту на Леонида Полежаева. На следующее утро он прилетел в Москву. Потом зашел ко мне в номер гостиницы «Россия» с указом в руках. Поговорили. «Спасибо» Полежаев не сказал и даже бутылки не поставил. Нехорошо. Не по-русски. Не обмыли.
В дальнейшем я тоже не пожалел о том своем шаге. Леонид Полежаев справился со сложнейшими задачами. Область тяжело переживала кризисные годы. Но в ней жить было немного легче, чем в других регионах (тогда еще была честная статистика).
А потом были выборы, а потом еще одни. И тут уж я не несу никакой ответственности за их результаты. Вы, дорогие земляки, выбирали сами. А что потом произошло с человеком – это бывает и бывает довольно часто. Сказано: любая власть портит человека, абсолютная власть портит абсолютно.
АЛЕКСАНДР МИНЖУРЕНКО
Был прост
Сергей Шкаев так описывал Полежаева раннего периода в «БК-РЕЙТИНГ 2009»:
- С Полежаевым можно было спорить и ругаться в его апартаментах, там же помириться и даже выпить с ним коньяку. Кстати, я запросто мог встретить Полежаева у его строящегося коттеджа за Садом Комиссарова, куда он приезжал поработать на своем синем «Москвиче». Черт возьми, будущий великий губернатор был прост, как правда.
Справка
В России осталось лишь два губернатора, управляющих своими областями 20 лет: Леонид Полежаев (возглавил регион в ноябре 1991 года) и Виктор Кресс (руководит Томской областью с октября 1991 года). Чуть-чуть не доработали до такого же срока глава Татарстана Минтимер Шаймиев (пробыл на своем посту 19 лет) и мэр Москвы Юрий Лужков (отправлен в отставку после 18 лет работы).
«Ваш ОРЕОЛ» №45(669) от 09.11.2011