«Хотели как лучше, а получилось как всегда» – это бессмертное высказывание Виктора Степановича Черномырдина замечательно определяет суть применения действующих норм законодательства в сфере ЖКХ.
Никто не может упрекнуть меня в любви к нашей партии и правительству, но я должен отметить, что на самом деле многие законы и постановления в сфере ЖКХ действительно направлены на помощь собственникам помещений в жилых домах в реализации их прав и на уменьшение их расходов. Просто эти законы и постановления подразумевают, что все мы будем дружно их выполнять, совершенно не учитывая наш замечательный народный менталитет и смекалку. А учитывая низкую правовую грамотность населения и его веру в любые истины, высказанные любым квазивышестоящим лицом (например, старшим по дому) или СМИ (там вседа истинная правда!), эти законы и постановления, в которых разберется далеко не каждый юрист, стали просто орудием издевательства над собственниками помещений и вымогательства из них денег. Говорить об этом можно много, но сейчас мы будем разбирать только вопрос с ОДН-затратами на общедомовые нужды по электричеству в домах, снабженных коллективными приборами учета электроэнергии. Там, где такого коллективного учета нет, платежи осуществляются по нормативам, о справедливости которых я говорить не хочу.
Кто является выгодоприобретателем от больших платежей по ОДН в таком доме. 99% жильцов отвечают, что это управляющая компания и/или поставщики электроэнергии в виде санкт-петербургской сбытовой компании и/или «Омскэлектро». На самом деле это абсолютно не так!
Начнем с разборок, что такое ОДН? Расшифровка проста – Общественные Домовые Нужды. Пункт 40 «Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» (утверждены Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 №354; далее по тексту – Правила) четко формулирует связь между ОДН и содержанием общего имущества дома – «Потребитель коммунальных услуг в многоквартирном доме (за исключением коммунальной услуги по отоплению) вне зависимости от выбранного способа управления многоквартирным домом в составе платы за коммунальные услуги отдельно вносит плату за коммунальные услуги, предоставленные потребителю в жилом или в нежилом помещении, и плату за коммунальные услуги, потребляемые в процессе использования общего имущества в многоквартирном доме (далее – коммунальные услуги, предоставленные на общедомовые нужды)».
Т.е. это лампочки на лестницах, энергия потребляемая насосами теплового узла, наружное освещение дома и прочее тому подобное необходимое потребление. Казалось бы, на доме не так много таких цепей – поставил счетчик, замерил, разделил на всех, и нет проблем. Но Правила в расчете на общую ответственность собственников помещений сформулировали вопрос оплаты ОДН так, что это привело к коллективному их наказанию за безответственность отдельных собственников.
В переводе с юридического на простой язык это значит, что берутся показания общедомового счетчика, из него вычитаются суммы показаний счетчиков, которые установлены в квартирах жильцов и нежилых помещениях, потом вычитаются суммы нормативных расходов электроэнергии для жильцов, у которых нет счетчиков, а остаток делится на всех пропорционально площади помещений. Т.е. поставщики коммунальной услуги (УК или спб сбытовая компания) получат только то, что им полагается по общедомовому счетчику, а распределение сумм по ОДН происходит исключительно между собственниками помещений
Рассмотрим на примере гипотетической пятиэтажки без электроплит и лифта. Для простоты примем, что все квартиры одинаковы – двухкомнатные по 40 кв.м. (всего 80 квартир) с высотой потолка до 2,7 м; в каждой живет по 3 человека. С января по 1.07.2016 г. норматив потребления для такой квартиры составит 95 квт/мес – для трех человек: 285 квт – это не очень много, обычно тратится больше.
Предположим, что у половины жильцов есть квартирные счетчики, у половины их нет, но все одинаково потратили по 285 квт. Предположим, что реальных расходов на ОДН нет – все лампочки разбиты, а насосы сгорели. J (общедомовой счетчик) в этом случае покажет 80 х 285 = 22800 квт.
По приведенным выше формулам каждый собственник заплатит только за свои 285 квт, а ОДН будет равен 0. Действительно, для каждой квартиры ОДН = (22800 - 40 * 285 - 40 * 285) * 40/3200 = 0.
Реально поровну ни у кого не будет, и, кроме того, зимой включаются калориферы, которые потребляют много энергии. Будем считать, половина собственников со счетчиками потребила 285 квт, а вторая половина – 370 квт, и аналогичное потребление у жильцов без счетчиков. Суммарное потребление на весь дом в этом случае: СОДН = (20 * 285 + 20 * 370 + 20 * 285 + 20 * 370 - 20 * 285 - 20 * 370 - 40 * 285) =1800 квт/ч.
Смотрите, на ОДН реально ничего не потратилось, а 1800 квт/ч появилось. Посмотрим, кто и как его заплатит.
Каждый собственник с квартирным счетчиком получит добавок к потраченному по счетчику в виде 22,5 квт/ч, и такой же добавок получит собственник без счетчика, потребивший энергию по нормативу. А вот собственник без счетчика, реально потребивший 370 квт получит счет только на 285 + 22,5 = 307,5 т.е. он «сэкономил» 62,5 квт. А на реальное ОДН при этом не ушло ни копейки…
Т.к. поставщик коммунальных услуг (УК или ОЭК) получит только то, что ему причитается по общедомовому счетчику, то бенефициаром (выгодоприобретателем) стал собственник квартиры без счетчика, употребивший электричества более положенной ему нормы. А выгода пошла ему за счет остальных жильцов!
Партия и правительство приняло очень хороший закон (редко случается!), обязывающий всех собственников во избежание такой ситуации ставить счетчики электричества, ХВС и ГВС, причем с возможностью получения пятилетней рассрочки платежа за его установку. Только на это закон многие собственники клали то, что могут положить, т.к. никакой административной ответственности за его нарушение не предусмотрено. Государство все время повышает нормы потребления, чтобы экономическим путем стимулировать установку счетчиков, но т.к. эти славные соседи потребляют электричества больше норм (а иногда на очень большие суммы), то им это стимулирование фиолетово- барабанно. А платят за них остальные.
Так же государство стимулирует управляющие компании следить за ОДН. Однако не все управляющие компании и/или ТСЖ являются исполнителями коммунальной услуги – по электричеству в большинстве случаев им является санкт-петербургская энергосбытовая компания, которую предоставляет ОЭК. До 1.07.2016 г. собственники могли не платить за превышение ОДН над нормами потребления ОДН, если исполнителем являлась УК (ТСЖ), и не было принято решение собрания собственников, освобождающее УК (ТСЖ) от обязанности оплачивать это превышение. А вот если исполнитель – поставщик, то на него эта норма не распространялась. Теперь, с 1.07.2016 г., – распространяется тоже.
44. Размер платы за коммунальную услугу, предоставленную на общедомовые нужды в многоквартирном доме, оборудованном коллективным (общедомовым) прибором учета, за исключением коммунальной услуги по отоплению, определяется в соответствии с формулой 10 приложения №2 к настоящим правилам.
При этом распределяемый в соответствии с формулами 11-14 приложения №2 к настоящим Правилам между потребителями объем коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды за расчетный период, не может превышать объема коммунальной услуги, рассчитанного исходя из нормативов потребления коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, за исключением случаев, когда общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме, проведенным в установленном порядке, принято решение о распределении объема коммунальной услуги в размере превышения объема коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, определенного исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета, над объемом, рассчитанным исходя из нормативов потребления коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, между всеми жилыми и нежилыми помещениями пропорционально размеру общей площади каждого жилого и нежилого помещения.
Люди, будьте бдительны. Не давайте провести такое «замечательное» решение, пусть за превышение платят УК или поставщики. А если уже такое решение принято – инициируйте собрание с отменой этого решения!
Это немного облегчает, но не решает проблему. Надо все-таки добиться, чтобы счетчики стояли в каждой квартире. Как этого добиться? Конечно, можно подать в суд на каждого соседа, но тут придется здорово поработать. А почему должен работать я, когда у нас есть лицо, отвечающее за содержание общего имущества?! Ведь не забывайте, юридически плачу-то я за ОДН!
Теперь к сути моего иска. Мне за долги отдали квартиру, в которой никто не живет. Внаем я ее не сдаю, квартира стоит пустая. Т.е. я не потребляю ни одного киловатта электроэнергии, но все время я осуществляю значительные платежи на общедомовые нужды (ОДН) по электроэнергии. Так, в январе 2016 года мне пришлось оплатить 221,44 руб, в феврале 2016 г. – 167,67 руб, в апреле 2016 г. –125,74 руб. При этом месячный норматив потребления коммунальных услуг по электроснабжению на общедомовые нужды при наличии технической возможности установки коллективных (общедомовых), индивидуальных или общих (квартирных) приборов учета, установленный приложением №2 к приказу РЭК Омской области от 17 декабря 2014 г. №537/74 для площади общих помещений всего здания на январь-июнь 2016 г., составляет 3 396,87 квт/ч*мес ((3894,20 - 3273,20) * 5,47) в то время, как в квитанциях ОЭК потребление на ОДН изменяется от 4469 до 7870 квт/ч, причем, как видно из квитанций, потребление ОДН составляет 20-35% от общего потребления по всему дому. Такие платежи являются следствием того, что во многих квартирах (в том числе и в моей) не установлены индивидуальные (квартирные) приборы учета электроэнергии. Предположим, что индивидуальным счетчиком будет оборудована только моя квартира. Т.к. в квартире никто не проживает, то для нее как до установки счетчика (т.к. в квартире проживает 0 человек), так и после (т.к. никто не потребляет энергию). Т.е. от установки только моего счетчика не изменились бы никакие величины в формулах подсчета, и, следовательно, мне пришлось бы по-прежнему платить завышенные величины ОДН.
Я ничего не имею против «Жилищника-3» – им просто не повезло, что они обслуживают наш дом. Но ведь я от них, как будет показано дальше, не требую их законных денег – я требую, чтобы они шевелились и организовали установку счетчиков за счет жильцов- тех, у кого их нет. Я даже обещал не брать с них деньги за процесс, если они не затянут его до моего отпуска 12.09 и мне не придется нанимать представителя. Но иск, основанный на следующих соображениях, уже подал.
Согласно части 2.3 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации, при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме.
«Правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме», утвержденными Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 г. №491 (п.10 подпункт «ж») определено, что общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем: ж) соблюдение требований законодательства Российской Федерации об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности».
Как предусмотрено подпунктом «и» пункта 11 Правил №491, «содержание общего имущества в зависимости от его состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния, а также от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя проведение обязательных в отношении общего имущества мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, включенных в утвержденный в установленном законодательством Российской Федерации порядке перечень мероприятий».
Отношения по энергосбережению, повышению энергетической эффективности регулирует Федеральный закон от 23.11.2009 г. №261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
Согласно части 4 статьи 12 названного закона, в целях повышения уровня энергосбережения в жилищном фонде и его энергетической эффективности в перечень требований к содержанию общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме включаются требования о проведении мероприятий по энергосбережению, повышению энергетической эффективности многоквартирного дома. В соответствии с установленными Правительством Российской Федерации принципами органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают перечень мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в отношении общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, подлежащих проведению единовременно и (или) регулярно. Лицо, ответственное за содержание многоквартирного дома, обязано проводить мероприятия по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, включенные в утвержденный перечень мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в отношении общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, за исключением случаев проведения указанных мероприятий ранее и сохранения результатов их проведения. Собственники помещений в многоквартирном доме обязаны нести расходы на проведение указанных мероприятий
В соответствии с пунктом 4 статьи 7 указанного закона, установление перечня обязательных мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в отношении общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме относится к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
Приказом министерства строительства и жилищно-коммунального комплекса Омской области от 30.01.2015 г. №5-п утвержден «Перечень обязательных мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в отношении общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, включаемых в состав обязательных требований к содержанию общего имущества в многоквартирном доме». В перечень мероприятий для многоквартирных домов, имеющих класс энергоэффективности D, E и для которых класс энергоэффективности не определен (к которым относится мой дом) вошли работы
- Для системы отопления и горячего водоснабжения – Установка индивидуального (квартирного) прибора(ов) учета энергоресурсов – ежегодно при подготовке к отопительному сезону
- Для системы электроснабжения – Установка индивидуального (квартирного) прибора учета электрической энергии класса точности не менее 2,0 – ежегодно при подготовке к отопительному сезону.
С учетом правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 29.09.2010 г. №6464/10, все текущие неотложные, обязательные сезонные работы и услуги считаются предусмотренными в договоре в силу норм содержания дома как объекта и должны осуществляться управляющими организациями независимо от того, упоминаются ли в договоре соответствующие конкретные действия и имеется ли по вопросу необходимости их выполнения особое решение общего собрания собственников помещений в доме.
Таким образом, после вступления в силу Федерального закона от 23.11.2009 г. №261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» и издания Приказа министерства строительства и жилищно-коммунального комплекса Омской области от 30.01.2015 г. №5-п об утверждении «Перечня обязательных мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в отношении общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, включаемых в состав обязательных требований к содержанию общего имущества в многоквартирном доме» работы по установке индивидуальных (квартирных) приборов учета энергоресурсов в помещениях многоквартирного жилого дома за счет собственников помещений отнесены к обязательным работам по содержанию жилого дома и должны осуществляться независимо от того, имеется ли по вопросу необходимости их выполнения особое решение общего собрания собственников помещений в доме.
Независимо от действий собственников многоквартирного дома управляющая организация как лицо, ответственное за содержание многоквартирного дома и установку приборов учета используемых энергетических ресурсов, обязана принять все необходимые меры для соблюдения требований законодательства об энергосбережении.
В связи с вышеизложенным, прошу суд обязать ООО «Управляющая компания Жилищник- 3» на основании п.4. ст. 12 Федерального закона от 23.11.2009 №261-ФЗ и Приказа министерства строительства и жилищно-коммунального комплекса Омской области от 30.01.2015 г. №5-п произвести установку индивидуальных (квартирных) приборов учета энергоресурсов (электроэнергии) в тех помещениях многоквартирного жилого дома, где они отсутствуют за счет собственников этих помещений до начала отопительного сезона 2016-2017 годов.
Есть как минимум два способа исполнения решения суда в случае удовлетворения исковых требований. Любой из этих способов требует оповещения собственников с указанием на решение суда и их обязанности нести расходы на установку индивидуальных приборов учета, а так же на их право самостоятельно произвести установку индивидуальных приборов учета до момента исполнения решения суда. Так же в любом случае необходимо запросить у исполнителя коммунальной услуги список собственников, не имеющих приборов индивидуального учета.
1. Согласно п. 3.1.1 Договора управления многоквартирным домом от 30.03.2011 г. управляющая компания обязуется представлять законные интересы Собственников помещений в многоквартирном доме, в том числе в отношениях с третьими лицами. Согласно п. 3.1.2. управляющая компания обязуется в интересах Собственников заключать с Исполнителями договоры о поставке Собственнику энергоресурсов, необходимых для использования помещения по назначению, жизнеобеспечения собственника, а так же для поддержания многоквартирного дома, в котором находится принадлежащее Собственнику помещение в надлежащем техническом состоянии. Согласно п. 3.2.6. управляющая компания имеет право осуществлять другие права, предусмотренные действующим законодательством РФ, Омской области и актами органов местного самоуправления, регулирующими отношения по техническому обслуживанию, техническому ремонту, санитарному содержанию многоквартирного дома и предоставлению коммунальных услуг.
В соответствии с Федеральным законом от 23.11.2009 №261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» собственники жилых домов, собственники помещений в многоквартирных домах были обязаны установить и ввести в эксплуатацию приборы учета до 1 июля 2012 г. При этом многоквартирные дома должны быть оснащены как коллективными (общедомовыми) приборами учета воды, тепловой энергии, электрической энергии, так и индивидуальными, общими (для коммунальной квартиры) приборами учета воды и электрической энергии. Пунктом 9 определено:
С 1 июля 2010 года организации, которые осуществляют снабжение водой, природным газом, тепловой энергией, электрической энергией или их передачу и сети инженерно-технического обеспечения которых имеют непосредственное присоединение к сетям, входящим в состав инженерно-технического оборудования объектов, подлежащих в соответствии с требованиями настоящей статьи оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов, обязаны осуществлять деятельность по установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых они осуществляют. Указанные организации не вправе отказать обратившимся к ним лицам в заключении договора, регулирующего условия установки, замены и (или) эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых они осуществляют. Цена такого договора определяется соглашением сторон. За просрочку исполнения обязательства по установке, замене и (или) эксплуатации этих приборов учета указанные организации уплачивают потребителю за каждый день просрочки неустойку (пени), определяемую в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день исполнения обязательства, но не более чем в размере цены выполнения работ, оказания услуг по договору. Порядок заключения и существенные условия такого договора утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. Договор, регулирующий условия установки коллективного или индивидуального (общего для коммунальной квартиры) прибора учета используемого энергетического ресурса (снабжение которым или передачу которого осуществляют указанные организации) и заключаемый с гражданином – собственником жилого дома, дачного дома или садового дома либо уполномоченным им лицом, с гражданином – собственником помещения в многоквартирном доме или лицом, ответственным за содержание многоквартирного дома, в целях выполнения ими обязанностей, предусмотренных частями 5 – 6.1 настоящей статьи, должен содержать условие об оплате цены, определенной таким договором, равными долями в течение пяти лет с даты его заключения, за исключением случая, если потребитель выразил намерение оплатить цену, определенную таким договором, единовременно или с меньшим периодом рассрочки. При включении в такой договор условия о рассрочке в цену, определенную таким договором, подлежит включению сумма процентов, начисляемых в связи с предоставлением рассрочки, но не более чем в размере ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день начисления, за исключением случаев, если соответствующая компенсация осуществляется за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, местного бюджета.
Организацией, которая осуществляет снабжение электрической энергией или их передачу и сети инженерно-технического обеспечения которой имеют непосредственное присоединение к сетям дома является Акционерное Общество «Омскэлектро» (г. Омск, 644027 ул. Лизы Чайкиной, д.8) и оно по обращению собственника помещения или лица, имеющего право представлять собственника помещения обязона осуществить установку индивидуального прибора учета, в том числе и с рассрочкой на 5 лет.
Т.е. у ответчика имеются все правовые основания для заключения договора установки индивидуальных приборов учета от имени собственников за их счет с Акционерным Обществом «Омскэлектро», г. Омск, 644027 ул. Лизы Чайкиной, д.8.
2. Так же ответчик может обратиться к любой организации производящей установку приборов индивидуального учета и оплатить их установку с последующим взысканием расходов с собственников. Конечно, это требует некоторой работы: как по организации установки, так и по взысканию расходов. Однако необходимость проведения работы не является основанием для неисполнения обязанностей, возложенных на ответчика законом. Примерная стоимость установки индивидуального прибора учета составит 3000 рублей.
Как видно из расчетов, я заплачу 3 000 рублей за счетчик и при нулевом потреблении окуплю его за 2 года, при сроке эксплуатации 10 лет. Хватит платить за соседей – пусть каждый платит сам за себя. А УК: таки да, придется еще немного поработать…