Каких только случаев не бывает на пасеках!

Медовый Спас

Лето, жара, мы на пасеке, рядом с которой огуречная плантация. Пасечник -  дядя Коля, прихрамывая (ранен на фронте), ставит на дощатый стол полную чашку мытых свежих огурцов, наливает в тарелку тягучий светлый мед, и мы начинаем пиршество: по очереди макаем в мед огурцы и, жмурясь от удовольствия, вкушаем, пчелы жужжат рядом, но не трогают нас.
Накануне Медового Спаса вспомнилось эта картинка из детства...

В нашей Омской области живет много интересных людей, просто они не всегда на виду, но от этого их уникальность вовсе не становится меньше. Жизнь их насыщенна, полна смысла и душевного равновесия. Иногда они кажутся старомодными со своими принципами, но после общения с ними понимаешь, что это и есть настоящее. Они пытаются догнать нынешнее время, осваивают компьютер, даже заводят свои странички в соцсетях и общаются со всем миром. К числу  таких людей относится мой хороший знакомый Александр Андреевич Дорошенко. Родился  он в апреле 1938 года в Юрьевке Павлоградского района. Предки его из Полтавской губернии. Начинал свою трудовую деятельность рабочим в Юрьевской МТС, затем работал комбайнером, в 25 лет был избран депутатом Верховного Совета РСФСР и как говорили тогда «пошел по партийной линии»: от секретаря парткома до второго секретаря райкома партии и председателя райисполкома, вначале Оконешниковского, после – Саргатского.  За труды отмечен орденом Трудового Красного Знамени, медалью «За освоение целинных земель», другими медалями.  
Ведет дневник. Профессионально занимается пчеловодством.

- Врачи посоветовали мне переехать в село, - говорит он, - и найти работу "поспокойнее". Нашел, трудился на совхозной пасеке. С 1998 года, как пенсионер-пчеловод своё душевное равновесие  обретаю на своей приусадебной пасеке. Третий десяток лет я имею маленький домик в деревне и работаю с пчёлами. Спасибо докторам за то, что посоветовали переехать в село.  Бывает, человек просыпается с плохим самочувствием. Я не исключение, но, поднявшись, иду в сад, к ульям. Смотрю: нормально ли капает вода в поилке, где-то приоткрою леток, постою у цветущей яблони. Несколько минут пребывания на пасеке, позволяют  взбодриться, настроиться на выполнение предстоящих пасечных и других дел. Я ещё молод: мне 78 лет.  
У ветерана труда трое детей, шесть внуков, одна правнучка. Словом, большая, крепкая и дружная сибирская семья, в которой царит лад.
Пчеловод познакомил меня со своими записками из «Пасечной жизни». О чем они? О вечном, о том, чего мы, иногда, в суете наших дней не замечаем.

Будущий председатель Оконешниковского и Саргатского райисполкомов, депутат ВС РСФСР, комбайнер Александр Дорошенко (стоит в третьем ряду справа) на 2-й сессии Верховного Совета РСФСР 6-го созыва (24 -25 декабря 1963 г. Москва – Кремль). Вместе с Дорошенко в работе сессии принимали участие: тракторист из Тюкалинского р-на – Пожидаев В.П. (рядом с Дорошенко), Елизаветин М.И., 2-й секретарь Омского обкома партии (стоит во втором ряду слева), рядом с ним – Новицкий Л.К., директор с-за «Сергеевский», Голиков К.Н., секретарь Омского промышленного обкома партии, Смирный М.К., первый секретарь Тарского райкома партии, Хелмицкий Н.А., председатель исполкома Омского горсовета. Сидят (слева направо): Бисярина В.П., академик, Герой Социалистического Труда, Шеметова М.Г., доярка из Муромцевского р-на, Николаев А.Г., космонавт №3, Зуева М.М., наладчица Сибзавода, Герой Социалистического Труда, Мекерова Н.К., бригадир дойного гурта ОПХ «Омский». Это и было настоящее народное представительство.

Муравейник

Известно, что муравьи очень трудолюбивы и, безусловно, приносят лесам немалую пользу. Но, если они поселятся рядом с пасекой – это злейшие враги.
Пасека, на которой я работал, была расположена в двух километрах от с. Верблюжье, где я живу. Вокруг берёзовые леса. За оградой, примерно в ста пятидесяти метрах от ульев, я обнаружил небольшой муравейник. Значения не придал, места грибные, ягодные, пусть себе трудятся. Но прошло два-три года, и пасека подверглась жестокому нападению тысяч, если не миллионов муравьёв, которые двигались кратчайшим путём от огромного теперь уже муравейника к пасеке и обратно. Жутко было смотреть на чёрную ленту шириной почти в один метр на фоне зелёной травы. Можно было разглядеть, как муравьи – грабители  несли белые личинки пчёл.

Что я пережил трудно представить! Применял различные меры борьбы, но
вред пасеке был нанесён ощутимый. В печати встречаются советы, что муравейники не следует уничтожать, а нужно загружать их в мешки и увозить подальше в лес. Я и не пытался уничтожить  не прошеных соседей, но и увезти муравейник было нереально.    Однако случай помог мне. Дело было в мае,  хлеборобы жгли на полях солому, готовя их к весеннему севу. Леса не были опаханы и палы уничтожили много медоносных кустарников, деревьев и подобрались к пасеке. Стоило огромного труда отстоять ее. Мы с женой и внуком сбивали пламя берёзовыми ветками, но ветер гнал огонь по траве, приблизился к ограде. Огонь не прошел дальше, благодаря  подмоге  с  трёхкубовой  бочкой  воды.

Во время пожара мне было не до муравейника. Позже я обратил внимание на то, что пал прошёл и через него. После пожара, на месте муравейника  долго тлевшего, образовался провал глубиной около полутора метров, а воронка в диаметре получилась около трёх метров, то есть муравейник занимал объем почти в 3,5  кубометра, это, примерно,  вес в четыре тонны.  Расчеты привел специально для тех, кто рекомендует перевозить муравейники.

Поцелуй стрекозы.

Ласковый поцелуй стрекозы – самый незабываемый и загадочный поцелуй в моей жизни. А было это лет десять назад. Летнее утро выдалось тихое, солнечное, природа одаривала моих пчёлок хорошим взятком. Чтобы не беспокоить пчёл, я с утра занялся ремонтом запасного улья.
Сидя на скамеечке, я красил жилище для пчёл, когда мне на левую руку села стрекоза. Я прервал работу, так как был удивлён смелости этой красавицы, переливающейся оттенками голубого и зеленого. Ночью было прохладно, утром выпала сильная роса, вот стрекоза  и присела на тёплую руку, погреться на солнышке.
Приглядевшись, я обнаружил, что одно крыло у моей гостьи оплавлено чем-то горячим. Дефект крыла можно было сравнить с тонкой полиэтиленовой плёнкой, оплавленной горячим. Возможно, свою роль сыграл эффект увеличительного стекла от капли росы, который повредил нежное слюдяное крылышко, а может и что-то другое.
Затаив дыхание, я, наблюдая за стрекозой, тихонечко так, говорю ей:

- Где же ты, милая, так поранила крыло?

 Не напугал, сидела ещё не менее минуты. Вдруг,  взлетела, села мне на левую щеку и ласково, как мне показалось, поцеловала!

И улетела…

Мы не первые на планете! Стрекозы появились на Земле раньше человека на миллионы лет.

После такого очень нежного поцелуя, я ещё несколько мгновений сидел и размышлял о загадочном мире всего живого на свете. И мне радостно осознавать, что подобные интересные случаи часто можно наблюдать именно на пасеке при общении с пчёлами. Это позволяет мне утверждать, что, живя в мире медоносных пчёл, человек может чувствовать себя комфортно.

Урок для пчеловода.  

Дело было так: в один из летних дней ко мне на пасеку, по предварительной договорённости, молодой начинающий пчеловод привёз ночью полный грузовик ульев с пчёлами. Беда случилась из-за того, что перевозка пчёл на расстояние 80 км. по неопытности не была подготовлена: ульи не увязаны скрепами, между ульями и бортами кузова не проложены, смягчающие удары, вставки.

В три часа ночи я услышал сигнал автомобиля, открыл ворота и пропустил машину на точёк.

Когда я в спецодежде  подошёл к машине, то услышал грозный гул пчёл. Но гул доносился не из ульев, как обычно при кочёвках. Всё пространство вокруг автомобиля было насыщено этим гулом. Как выяснилось крыши ульев и подкрышники в дороге соскочили, некоторые летки открылись. Это был ад!!!

Шофёр и пчеловод закрылись в кабине. Я же был хорошо одет и обут. Разжёг дымарь, взял пасечную стамеску и пригласил пчеловода к выгрузке ульев. А он приехал в плетёных сандалиях и футболке с коротким рукавом. Дал я ему спецовку. Ждать нельзя, скоро рассвет. Но как работать? Подсветил я фонариком  красным светом и ужаснулся: пчёлы ползали по полу кузова слоем в целый сантиметр, и ульи были все облеплены рассерженными пчёлами.

Немного дав им успокоиться, открыли борта кузова, начали выгрузку вдвоём. Ставили ульи на заранее подготовленные подставки, при лунном свете.
Моему гостю крепко досталось от пчел, жалят они беспощадно. После разгрузки он немедленно уехал в Омск. На траве осталось много погибших пчёл. Мне было  их жаль и начинающего пчеловода тоже, получившего хороший урок.

На следующий день, осматривая гнёзда, я обнаружил немало оборванных сотов и даже погибших пчелиных маток.
В пчеловодстве нет мелочей, на которые можно махнуть рукой. Любая ошибка, отсутствие необходимого инвентаря и принадлежностей, а также опыта может обернуться трагедией для пчёл и пчеловода.

Пчёлы и лошади.

Каких только случаев не бывает на пасеках!

А рассказал мне  о трагическом событии очевидец Володя, теперь он уже Владимир Иванович – опытный пчеловод, работавший в своё время моим помощником на пасеке.
Отец Володи, – держал на своей усадьбе пчёл. Обедать приехал домой на вспотевшей лошади. Привязал повод к столбу и ушёл в дом. Поторопился. Лошадь надо было распрячь и завести в помещение или под навес. Лошадиный пот очень раздражает пчёл.

В нашем случае пчёлы налетели и стали жалить животное. Лошадь порвала повод и побежала к соседской избе. Пытаясь найти убежище, конь проломил окно на кухне и головой упал на стол. Пчёлы погубили коня, в считанные минуты он был мёртв. Сосед со своей супругой обедали в этот момент  за столом и изрядно перепугались.

Пчёлы и лошади – тема, заслуживающая постоянного внимания. Причём, это касается не только работников пасеки. К пасеке на лошадях могут подъехать знакомые, верховые туристы. К пасеке может приблизиться и табун лошадей, оставленный без присмотра.

Когда я работал на пасеке в двух километрах от села, то подъезжал на лошади, не торопясь, чтобы она не вспотела, затем распрягал и уводил ее подальше в лес, где она паслась в тени  берёз на привязи. За семь лет не было случаев напада пчёл.

Лошади очень чувствительны к пчелиному яду, достаточно 10 -18 ужаливаний, и она может погибнуть.

В давние времена череп лошади устанавливался на дорогах вблизи больших пасек. Возможно, это был самый первый дорожный знак для извозчиков. Такой знак  предупреждал кучеров, всадников, погонщиков лошадей, что рядом летают пчёлы. А это значило, что здесь нельзя останавливаться, сворачивать с дороги.

Случай на кочёвке.

Мне вспомнился мой верный помощник и друг – овчарка по кличке Джек. Интересный случай с участием Джека произошёл много лет назад.

Вспоминая молодость

Я вывез совхозную пасеку на кочёвку на берег речки Быструхи, что в Саргатском районе. Быструха впадает в Иртыш. Место очень красивое. Природа уже радовала медоносных пчёл ароматным нектаром и пыльцой. Цвели ивы, одуванчики, луговое разнотравье благоухало. Ивы здесь, у воды могучие: в два обхвата, возрастом под сотню лет создавали для пчёл особый комфорт. Кроме хорошего пастбища, они служили ещё защитой от ветра и  важными ориентирами.

Вот в таком райском месте я разместил две двухярусные платформы по 50 пчелосемей  на каждой. Жил  в вагончике. В Сибири, как известно, ночи и в мае холодные. В вагончике имелась печурка. Как-то, вечерком, управившись с делами, решил заготовить топливо, благо сухих веток и сучьев от  деревьев валялось много.

Моему другу Джеку было всего два месяца. От меня он не отходил ни на шаг. Когда я работал с пчёлами, он лежал в тени под платформой и терпеливо ждал, пока я спущусь на землю. Итак, я с топориком заготавливал сушняк, а Джек вертелся рядом. Завершив эту работу, я взял охапку сушняка и пошёл к вагончику, Джек бежал рядом, с любопытством присматриваясь к моим действиям. Бросив охапку под вагончик, я вернулся за следующей. Джек рядом. Собрав охапку, я уже собрался идти, Джек взял зубами одну палочку и двинулся к вагончику, хитро поглядывая на меня. Я похвалил его. Когда мы подошли к вагончику, и я бросил свою ношу, то Джек аккуратно положил на место свою палочку.  Услышав похвалу, он так и ходил со мной, пока мы не переносили все заготовленное топливо. Причём, под конец он уже первый подбегал к сушняку, брал его в зубы  и ждал меня, обратно шли вместе. Закончив работу, я потрепал его, поблагодарил, угостил едой. А ночью нам было тепло в вагончике от весело потрескивающей печурки. Джек лежал рядом и щурился на языки пламени, вместе с ним я  задумчиво смотрел на огонь.

У меня и сейчас есть Джек, золотистого окраса, такой же  умный и  любимый, но того первого моего помощника я никогда не забуду.

Фото: Л. С. Евсеева, из блога и личного архива А.А. Дорошенко