Как получилось, что один из самых одиозных омских олигархов Сергей Морев запросто поставил под сомнение само наличие государственной власти в Омской области? Неужели его игры в политику способны отправить «одним лотом» под нож весь профессиональный бизнес наружной рекламы?
Результативный диалог
Вот уже несколько лет власть имущие фактически объявили войну омскому рынку «наружки». Все, что происходит, напоминает долгоиграющий триллер с демонтажами, бесконечными судами, давлением контролирующих органов.
А ведь поначалу намерения властей казались благородными: центр города и его историческую часть очистят от малосимпатичных баннеров и рекламных щитов. В свою очередь игрокам рынка пообещали, что нововведения никак не притеснят бизнес, а лишь помогут навести порядок на улицах города.
На деле все оказалось иначе. Чиновники обещали, что «зачистка» охватит лишь 30% от общего количества существующих в городе участков. На самом деле рынок претерпел гораздо большие территориальные потери – половина рекламных мест была исключена из схемы. Торги шли вяло, выставляемые лоты были малопривлекательными для бизнеса.
Тогда и сейчас бизнес-сообщество пыталось повлиять на порядок формирования лотов и внесения необходимых изменений в схему. Однако все разумные варианты были отвергнуты. Департамент имущественных отношений не желал прислушиваться к игрокам рынка. Самостоятельно готовил и проводил торги. Какие только экзотические модели формирования лотов они ни использовали: от забытого из девяностых, когда к хорошему куску мяса на Ленинском рынке обязательно полагался «суповой набор», до казиношного — это когда лоты формировались не по принципу инвестиционной привлекательности, с качественной адресной программой, а методом «рулеточного» вытягивания вслепую и раскладывания их по кучкам!
Разумеется, результат был ожидаем. Первые торги отменили из-за грубейших нарушений закона департаментом мэрии. На вторых торгах удалось продать только 30% заявленных мест – фактически аукцион также оказался провальным. Третьи торги были отменены и перенесены на другую дату.
Чиновники искусственно формировали недовольство предпринимателей, пытаясь обвинить их в саботировании торгов. И в подходящий момент запустить «нужные» схемы. Операторы рынка наружной рекламы обращали внимание властей на нецелесообразность проведения торгов за один раз. Очень высоки риски нечестной игры. Да и финансово «такие» единоразовые торги окажутся сильно ограниченными, и невыгодными, прежде всего, для бюджета. В качестве аргумента приводился российский опыт, где, как оказалось, нет ни одного примера, когда торги проходили бы единожды.
Итог многолетней войны мэрии с бизнесом. Чиновники, сформировав лоты за спиной участников рынка, вынесли рекламщикам смертельный приговор. Они вынесли на аукцион сразу 90% всех мест! Заметим, что, по многолетней чиновничьей практике, все наиболее грязные дела рекомендуется проводить в августе, в сезон отпусков. В нашем случае подготовка к аукциону совпала еще и с Днем города, когда мэру и контролирующим департамент имущественных отношений структурам явно не до того. Да и депутаты Горсовета, которые также могли бы вмешаться, притормозив уже запущенный новый «передел» рынка, отправились на летние каникулы.
Пока на рынке «наружки» разгорались страсти, на другом – политическом поприще, все шло к масштабной рекламной посевной – то бишь к выборам 16-17 годов. И как-то под общий шумок в департаменте имущественных отношений вдруг появляется какое-то письмо от никому неизвестной омской компании «Диалог АвиаТревел». И почему-то вышло так, что десятки писем профессиональных участников рынка мэрией были проигнорированы, а вот голос «Диалог АвиаТревел» в администрации почему-то услышали сразу. И даже завязался у чиновников с «Диалогом» вполне себе конструктивный диалог.
Само собой разумеется, компания попросила мэрию «максимально честно» провести торги сразу на ВСЕ места! И вот тут закрутилось! Департамент срочно публикует «честные торги» с грубейшими ошибками при формировании аукциона: в торги попали десятки уже ранее проданных на других аукционах мест, а также много мест, по которым еще не закончились договора! И сотни мест, которые были не проверены на предмет возможности их технической установки!
Если этот аукцион готовил департамент, то почему такие элементарные процедуры по проверке и оценке мест были не выполнены? Если цель – максимальное пополнение бюджета, зачем создавать такие крупные лоты, искусственно ограничивая участие в торгах мелких и средних операторов из-за очень высокого стартового задатка? И, наконец, зачем проводить торги в месяц максимальных отпусков, когда часть компаний может просто не принять в них участие?
Как составляли козырные лоты?
Омская «наружка» в каком-то смысле уникальна. За 20 лет был сформирован очень конкурентный рынок. На нем сегодня федеральные и региональные агентства, крупные и мелкие местные компании. Каждый работал в своем сегменте и под своего клиента. Омские власти могли бы гордиться тем, что у нас самые высокие арендные платежи в бюджет города в сибирском округе. И при этом самые низкие цены для тех, кто продвигает свои товары и услуги на рынок мегаполиса. Зачем это разрушать? Но они это делают. «Справедливой рукой» мэрии все лучшие места в адресных программах всех омских операторов рынка сводятся в два суперлота!
Их расчеты не имеют никакого отношения к бюджету, а тем более, формированию конкурентной среды на рынке наружной рекламы. Все как раз наоборот. Они сделали так, что любому оператору, прежде всего из финансовых соображений, придется выбирать между потерей небольшого количества лучших мест или потерей всей своей адресной программы. Оцените – Красный Путь, улицы Маркса и Герцена, Ленинградский мост, 70 лет Октября... Это далеко не полный список улиц, которые указаны в одном лоте. Такое ощущение, что «все звезды» по желанию чиновников в один миг сошлись на небе. А свет этих звезд был предназначен для кого-то очень важного.
Конечно, надо было подстраховаться и ДИО дает мэрии полную гарантию того, что 50% от общего количества рекламных мест будут непременно выкуплены. И это несмотря на неудобоваримость большинства лотов и их высокую стоимость. Откуда у сотрудников департамента появилась эта уверенность? Оказывается, ровно половина от всего количества размещенных по городу рекламных мест как раз и входят в те самые самые заветные «звездные лоты».
Чиновники уверяют рекламщиков: лоты составлялись беспристрастно. Еще бы... Однако знатоки рекламного рынка уверены: здесь не обошлось без указующего перста некоего ЭКСПЕРТА, сведущего во всех особенностях рынка омской наружки. На том же Красном Пути, рядом с безусловно выигрышными местами, соседствуют совершенно нерентабельные позиции.
А теперь взглянем на схему одного из «суперлотов». Красный Путь практически усеян флажками, обозначающими места размещения рекламных конструкций. Но есть ли на этой схеме точки, негласно признанные среди омских рекламщиков неликвидом? Ни одной. Только «vip-места», Наверняка, заранее КЕМ-ТО «забронированные».
По версии источников «БК», этим КЕМ-то, причастным к «оформлению брони» под себя, является олигарх от ВПК Сергей Морев. Сотрудники его «ДиалогАвиаТревела» заявляют, что заниматься рекламным бизнесом они не намерены. Цели – сугубо политические. Со щитов вдоль центральных магистралей города, где омичей приветствуют «моревские» кандидаты в Заксобрание (Дмитрий Шишкин, Владимир Половинко, Игорь Попов) очень скоро заулыбаются «новые» лица омской политики. Именно им, «моревским», предстоит взять под контроль Омский горсовет... И назначить «карманного» мэра. Или, по-новому, – сити-менеджера.
Какое позорище! Как получилось, что один из самых одиозных омских олигархов запросто поставил под сомнение само наличие государственной власти в Омской области? Неужели его игры в политику способны отправить одним лотом «под нож» весь профессиональный бизнес наружной рекламы?
Видимо, не дают ему покоя лавры генерала Камерцеля, едва не учредившего в Омской области Единый расчетный центр, чтоб коммуналку платили через него, отстегивая ему процент. Вот и «монстр ВПК» Морев тоже вознамерился обложить данью участников омского рынка наружной рекламы, сдавая в аренду щиты пресловутого «суперлота». Как бы походя, пользуясь всесторонней поддержкой государственных органов власти, учредить свой «моревский» налог на бизнес.
А власть на этом фоне как бы говорит предпринимателям: «Ты здесь – никто».
По словам регионального руководителя крупнейшей компании в России Russ Outdoor Сергея Титаренко, на данный момент рынок наружной рекламы в Омске находится в весьма затруднительном положении. Ни в одном регионе страны местные власти не ведут такой явной и неприкрытой борьбы с операторами. Титаренко считает, что на данный момент «самыми честными» и приемлемыми можно считать лишь торги по принципу 1 место – 1 лот. Это даст возможность операторам торговаться за места, от которых их искусственно отстранили. А бюджету получить максимально справедливую цену.
К слову, упомянутая выше компания «ДиалогАвиаТревел», чье письмо мэрией было принято как руководство к действию, одиночные торги часто проигрывала.
Редакционная статья
P.S. Просим считать этот редакционный материал официальным обращением к прокурору Омской области Спиридонову А.П., руководителю Омского УФАС Кабаненко В.А.