Громкие кадровые перестановки, волной прокатившиеся по стране (новые полпреды в Северо-Западном, Сибирском и Северо-Кавказском федеральных округах, смена губернаторов Севастополя, Калининградской, Ярославской и Кировской областей), экспертное сообщество расценило как «напоминание Президента местным элитам о личной ответственности за качество работы на местах». Владимир Путин, по мнению политологов, отправляет в регионы людей с опытом работы в федеральных структурах потому, что, с одной стороны, они дистанцированы от местных разборок, а с другой - обладают должным авторитетом, чтобы к ним прислушиваться. Резюме рокировок очевидно: «варяги» призваны решить застарелые проблемы на местах и остановить грызню элит. А в Омской области такой план может сработать? Как реально прекратить клановые войны?
Евгений Рабинович, председатель совета Областной общественной организации «Омский союз потребителей «Щит»:
– Элита (от фр. Elite) – наиболее видные представители какой-либо части общества, группировки. У нас в регионе таких нет. Есть люди, которые соблюдают ФЗ «О противодействии коррупции», но еще больше тех, кто его не соблюдает... Поэтому такой план у нас в регионе никогда не сработает. Для этого нужно, чтобы один руководитель сказал другому: «Лаврентий, прими меры!». Надеюсь, все поняли, о ком идет речь. Но это из области фантастики.
Бэлла Золина, адвокат:
– Конфликты между элитами за сферы влияния – вечное и неизбежное зло. Вопрос в размерах безобразия. На сегодняшний день по стране в целом и в нашем городе в частности они приобрели угрожающий характер. По существу, так называемые элиты давно перестали выполнять какую-либо общественно-полезную функцию и заняты исключительно междоусобными войнами. При этом масштабы цинизма, ими демонстрируемые, превышают все допустимые пределы. Наша доморощенная элита вообще как-то сразу из незрелой превратилась в вырождающуюся со всеми признаками недееспособности и скудоумия. Как с этим бороться? На всех уровнях всеми дозволенными законом методами. Безусловно, президент принял верные кадровые решения. Но, видимо, пришло время существенно менять законодательство и резко снижать привилегии для чиновников всех уровней.
Александр Цимбалист, председатель Горсовета третьего созыва:
– Попытки президента Путина проводить политику, направленную на подъем экономики, обороноспособности страны, национального самосознания народа и его уровня жизни, наткнулись на стену, которую соорудили компрадоры и олигархическое жулье. Они, купив себе высокие должности и депутатские мандаты, дорвавшись до государственных рычагов управления, разрушают Россию. Путин просто вынужден кардинально поменять стратегию и тактику вместе со сменой управленцев на всех уровнях высшего звена российской власти и в первую очередь в регионах. Назрела острая необходимость проведения кадровой чистки во всех уровнях власти. Необходимо искоренить практику подбора кадров на государственные и муниципальные должности по клановой принадлежности, а также по блату и за взятки. Во власть должны прийти активные, деятельные люди, неравнодушные патриоты-государственники. В Уголовном Кодексе РФ нужно предусмотреть повышенные меры ответственности с квалификацией «особо тяжкие преступления против своего государства и народа» для государственных служащих высокого ранга, вольно или невольно работающих против интересов России. Такие преступления должны быть приравнены к измене Родине, и для них необходимо восстановить высшую меру наказания – смертную казнь.
Инна Ветренко, политолог:
– Я считаю, что никакой грызни элит в Омске нет. Да, между элитами отсутствует конструктивный диалог, но это не война. Определенный конфликт интересов существует, но это нормальный процесс. Что касается недавних событий, то к ним я отнеслась прохладно. Институт полпредства вообще вызывает у меня иронию. Что касается отставки губернаторов, то такой сценарий у нас точно не повторится.
Руслан Евтихов, предприниматель:
– В Омске нет клановых войн, а лишь маленькие драчки на болоте. Дерутся за пирожок, но и он настолько маленький, что борьба превращается в мышиный писк. Что касается действий Путина, то он сам расплодил ту коррупционную схему, с которой теперь пытается бороться. Хотя, допускаю мысль, что она осталась как пережиток прошлого еще со времен партийной элиты. Эти рокировки ничего не изменят. Настоящих лидеров, сильных управленцев в России нет – они либо в тюрьме, либо за границей. Все изменится только после того, как власти окончательно продадут страну.
Михаил Машкарин, декан ФГО ОмГТУ:
– Борьба элит в Омской области, конечно, идёт, но очень жаль, что она пока способствует не прогрессу, а застою в социально-экономическом развитии! Это наглядно показывают печальные итоги подготовки к 300-летию города Омска, ведь так и не были возведены основные обещанные городу объекты – метро, аэропорт, гидроузел! Неудовлетворительные с точки зрения Администрации Президента РФ сентябрьские выборы в Госдуму и Законодательное Собрание Омской области могут положить начало «зачистке» власти и в нашем регионе!
Александр Костюков, доктор юридических наук, профессор, завкафедрой государственного и муниципального права юридического факультета ОмГУ им. Достоевского:
– В общероссийских масштабах значение Омской области настолько незначительно, что вряд ли эти рокировки каким-то образом могут нас коснуться. Всё останется на своих местах. А насчет смены полпреда в Сибирском федеральном округе у меня есть мнение, что там шило поменяли на мыло. Действия президента – классический пример ротации. И я считаю, что эти действия были необходимы для того, чтобы предотвратить застой в региональных властных структурах.
Дмитрий Шейко, юрист:
– Именно он и работал бы. Нужен новый Манякин, который с опорой на местных профи выведет регион в передовики XXI века. Фронтовик Сергей Иосифович, как известно, был «варягом», но вот стал для области поистине «отцом родным». Второй, более сложный вариант – цунами (смоет кланы) от глубинного народного толчка. Предпосылки есть. Ведь президент шлет здоровым народным силам явные сигналы. И совет по стратегразвитию да нацпроектам, и рокировки, и «посадки».
Иван Беланов, директор центра продажи авто «АВТОБАН»:
– План правильный и сработать может. Но это предложение решения сверху. Надо теперь дорабатывать снизу, где всегда работают два фактора: политическая конкуренция (много желающих) и общественный контроль (прессы и граждан). А с этим, по моему мнению, ситуация у нас заметно улучшилась. Как и в предвыборной борьбе, пусть даже с помощью компромата, так и с активным вовлечением СМИ в процесс.