«Судьба омского музея в руках жителей Омска», – считает прямой наследник Федора Михайловича Достоевского, его правнук Дмитрий Достоевский. Именно нам, омичам, по его мнению, нужно бить тревогу и говорить об этом, чтобы быть услышанными чиновниками.

Судьба омского музея прежде всего в руках жителей Омска. Если они озаботятся этим, то, может быть, проймут чиновников. Именно с ними нужно говорить, поднимать тревогу. Уверен, вас поддержат и бизнесмены (не все, но многие). И я готов присоединиться к этому тексту «воззвания».


Культурное наследие ценно только тогда, когда люди видят светлое будущее для себя. Вопрос: ждет ли нас светлое будущее?

Про семью

Прямых потомков, продолжающих мужскую линию от Федора Михайловича, всего двое: я и мой сын Алексей. У меня три внучки. Пытаемся изменить ситуацию. Если родится мальчик, он будет назван Иваном. Как в «Братьях Карамазовых» – основном произведении Достоевского – Иван, Дмитрий и Алексей. Дмитрий и Алексей у нас есть, дело за Иваном.


Отец называл себя последним в роду, не знаю, по какой причине. Но предыдущий директор музея (музей Достоевского в Питере, где проживает Дмитрий Андреевич Достоевский – прим. ред.) нашла документы, в которых Андрей Федорович признавал меня своим потомком. У меня дома лежит заявление в детский сад (тогда он назывался деточаг), где он называет меня своим сыном и правнуком Федора Михайловича. Тогда было сложно с детскими садами, и, хотя Достоевский был как бы запрещен, иногда его имя помогало, классик оставался классиком.

Про гены и наследие

Я живу двумя жизнями – своей и жизнью потомка великого писателя. Сначала это было сложно, надо было хорошо знать его произведения. Теперь чувствую себя уверенно. Стараюсь объяснить феномен Достоевского, особенно молодежи. Приятно, что даже в XXI веке он современен и востребован.
Федор Михайлович иногда приходит ко мне во снах. И в этом есть какая-то мистика, потому что эти беседы случаются в такие моменты, когда мне необходимо принимать важные решения.


Мама постоянно просила: «Поменьше говори, что ты Достоевский, на­дейся на себя и не возносись». Но мне и не удалось сделать громкой карьеры. Окончив школу, я принципиально не стал получать высшее образование. Захотелось набраться всяких умений, научиться общаться с самыми разными людьми. Это очень «достоевская» черта. Я стал осваивать рабочие профессии. И сегодня гордо (и не без основания!) могу сказать, что достаточно серьезно освоил 23 профессии. И все они были интересны мне.


От Федора Михайловича, который умел рисовать, мне передался художественный дар, я овладел довольно редкой профессией – алмазчика. Это нанесение алмазной грани на хрусталь. Хрустальные вазы, которые стоят в бабушкиных буфетах, изготовлены, как правило, на наших российских предприятиях и, в частности, на том, где я работал, на Ленинградском заводе художественного стекла.


Очень мне нравилась еще одна профессия, которой я занимался восемь лет, – водитель трамвая. Ездишь по улицам города, каждый день наблюдаешь жизнь, какие-то сценки запоминаются надолго. Трамвайщиком стал и мой сын, а потом и моя невестка. Так что у нас «трамвайная семья».


В начале 90-х годов я потерял работу. И тут меня пригласили открыть общество Достоевского в Германии. Общество открыл и решил на какое-то время остаться. Знал, что не пропаду. И точно, работу нашел: ремонтировал телевизоры, магнитофоны, прочую аппаратуру. На заработанные деньги пригнал из Гамбурга в Ленинград машину, хоть и подержанную, но Mercedes


В потомках Достоевского литературный ген кричит вовсю – и в сыне, и в дочери, и во внуке, и во мне – я пишу мемуары и иногда рассказы. Но Федор Михайлович – единственный гений. Дочь писателя Люба писала рассказы и потом очень расстраивалась, что их никто не читает. Она мечтала, чтобы ее книги выпускали, но их печатала на свои деньги только ее мама Анна Григорьевна. Сын писателя Федор поступал более мудро: свои труды сжигал, понимая, что нечего после отца высовывать свой нос. А у меня просто достаточно насыщенная жизнь, которая преподносит много любопытных ситуаций, которые легко ложатся на бумагу.


Жена мне часто говорит, что я очень сильно похож на Федора Михайловича. У меня действительно, как и у него, довольно взрывной характер. А еще мне передалась страсть Достоевского к рулетке. Как-то, будучи в Германии, попал в Баден-Баден и не удержался – сыграл в казино. Причем играл по «Игроку» Федора Михайловича. Просто однажды ночью я открыл его роман на той странице, где описывалась игра. Сделал шпаргалку и рассказал об этом некоторым ребятам. Мы вместе и сели за игорный стол. И я, и все, кто был тогда со мной, – мы все выиграли. Я вложил тогда 36 марок и за сорок минут игры получил 138 – приличный процент. Директор казино сказал, что такое редко бывает. Потом была возможность еще раз туда пойти, но я отказался. Федор Михайлович ведь бросил это и завещал так же поступать своим потомкам. Так что я защищен от пьянства и игр.

Про чудеса

Я человек верующий, постоянно наблюдаю слежение прадеда «оттуда», с небес, не только за мной, но и за всей нашей семьей. Я верю, что он молится там за всех своих близких. Когда я впервые попал в больницу с онкологией, Федор Михайлович мистическим образом оказал мне помощь.
Я заболел в год Достоевского. Это была круглая дата – 1981 год. ООН объявила тогда этот год годом Достоевского, позже к ним присоединилась ЮНЕСКО. В это время в Ленинграде чудом оказался японский переводчик Достоевского. Моя мама с ним встретилась, и ему за неделю прислали из Японии новейшее онкологическое лекарство. Врачи тогда сильно удивились.


Сейчас мне 71 год. Но когда-то мне было важно перейти 60-летний рубеж. Потому что у Достоевских сложилась странная «традиция»: Федор Михайлович умер в 60 лет, его сын Федор, мой дед, умер, не дожив двух месяцев до 60, и в 60 лет умер мой отец, внук писателя – Андрей. Я радуюсь, что нарушил эту «традицию», и собираюсь с удовольствием жить дальше.

Про творчество

В советские времена Достоевского считали контрреволюционным писателем. Поэтому в школе по программе мы его не проходили. Читать его начал самостоятельно. Думаю, что это даже лучше. Его глубину в школьном возрасте все равно не постичь. Он сам придет к тебе, когда намотаешь в жизни вопросов, ответы на которые он откроет в своих произведениях.

Про ценности

Я много путешествовал по миру в статусе правнука Достоевского. Но без приглашения никуда не ездил. А приглашали меня ученые, институты, школы, интересовавшиеся славянской культурой…


Помню, в немецком городке на встречу со мной пришло множество людей, был жуткий ливень. Меня хоть на машине привезли, а те, кто самостоятельно добирался, промокли до нитки. В общем, началась встреча. Вдруг – стук в дверь. Заходит какой-то немец, молодой парень лет 20, весь мокрый, сзади велосипед тащит. Выяснилось, что он под проливным дождем на велосипеде проехал 120 километров, чтобы только со мной встретиться и спросить совета. И знаете, о чем он спросил? «Я ничего не читал из Достоевского. Скажите, с чего мне начать, что первое прочесть?» Я был так поражен, что бросился его обнимать и целовать. Человек сквозь бурю прорывался ко мне, чтобы такое спросить! Это дорогого стоит.


Зато в России литературные произведения моего прадеда нередко пытаются использовать в коммерческих целях. Хотя у питерского музея есть официальная бумага на фамилию Достоевский, как на товарный знак. Тем не менее в Москве, к примеру, работало казино с таким названием. Только вместо буквы «С» был использован знак доллара. Мы пробовали подавать в арбитражный суд, но адвокат ничего не смог сделать, даже сказал прямо: «Все решают деньги». Благо, казино в итоге запретили.


Почти все современные попытки экранизировать романы Достоевского проваливаются. И знаете, почему? Процитирую мнение одного из представителей искусства – не буду называть его имени – который снял несколько фильмов, но они так и не вышли на экран. Так вот, он сказал как-то: «Когда задумывают снимать Достоевского, то все попадают на удочку Достоевского. Вроде бы у него все ложится на мизансцены, можно весь фильм построить в голове, но как начинают снимать, ничего не получается. Получается либо истерика, либо мелодрама. Он пробовал несколько театральных систем, ни одна не вытягивает. Достоевского можно только читать».


И я с ним согласен.

P.S. Весь проект «БЕСЫ» можно прочитать в журнале «Бизнес-курс» №27 от 20 июля 2016 г.