Глава «12 канала» Александр Малькевич объяснил БК55 «как можно добиваться симпатичных результатов, не передавливая».
– Александр Александрович, насколько типична для современной российской действительности такая ожесточенная борьба кланов за власть, какая сейчас наблюдается в Омской области?
– На мой взгляд, ситуация с войной так называемых кланов во многом придумана журналистами. Здесь больше мифологизации, чем соответствия реальности.
– То есть вы хотите сказать, что никаких кланов у нас нет в принципе?
– Разумеется, есть финансово-промышленные группы, у которых есть естественное желание лоббировать (ну или как минимум защищать, отстаивать) свои интересы во власти. Но всё, мягко говоря, преувеличено. К примеру, есть такой мощный миф о сером кардинале Мореве, который, дескать, хочет захватить чуть ли не всё Заксобрание. Что мы имеем в реальности? Он поддерживает всего трех кандидатов, при этом у двух из них, мягко говоря, весьма неочевидные перспективы. Они идут по так называемым «красным» округам, выступая против действующих депутатов ЗС от КПРФ. По этим же округам идут и, скажем так, не самые слабые эсеры – Провозин и Оверина. На 8-м округе, кроме всех выше обозначенных, этому, условно говоря, моревскому кандидату Попову противостоит еще и Андрей Ткачук. Ну и как, эта картина соответствует мифу, что серый кардинал Морев ведет целую толпу в Заксобрание? Он, наверное, может расстроиться, прочитав это интервью. Но, скорее всего, у него будет только один реальный депутат, победа которому достанется в тяжелейшей борьбе. Хотя, чудеса возможны.
– А предупреждения о нашествии камерцелевских, на ваш взгляд, насколько соответствуют реальности?
– Да, заявилось довольно большое число кандидатов от, условно говоря, «группы бывших силовиков». Но при этом тоже, разумеется, нельзя сказать, что у каждого из них уже лежит мандат в кармане. Заявиться мало – необходимо выиграть. И в округе, и по спискам пройти – а тут много зависит от набранных партией процентов на конкретной территории…
Самовыдвиженцам же надо собрать еще как минимум 2,5 тысячи подписей в каждом округе. И не только собрать, но еще и все правильно оформить. А это, поверьте мне, тоже не так уж и просто. При этом сдать их надо до 24 числа. На этом фоне, на мой взгляд, СМИ и некоторые эксперты очень преувеличивают и перспективы «Родины», которой нужно собрать 8 с половиной тысяч подписей для своего областного списка – и по 2,5 тысячи на каждом округе.
Или еще один миф – о так называемой «группе Леонида Константиновича Полежаева». О каком блоке здесь может идти речь?! Если бы он был – должна была быть разработана общая стратегия, должен был быть какой-то источник финансирования – разве всё это есть?
В общем, как я неоднократно говорил, в Омске процветает не журналистика фактов, а журналистика версий и догадок. Впрочем, как и аналитика – включая «политологическую». В результате мало какие из прогнозов сбываются. К примеру, на вашем же ресурсе разные эксперты говорили, что Юрий Федотов пойдет на выборы в ЗакС, а Андрей Голушко не пойдет в Думу. Что получилось в итоге? Ровно наоборот.
– Возвращаясь к особенностям этой предвыборной кампании – войны кланов в Омске нет. А что есть?
– Первое: принцип «Каждый сам за себя». Многие кандидаты максимально пытаются дистанцироваться от любого партийного бренда, каждый старается «выплыть» сам, полагаясь (часто ошибочно) на свою харизму. Которая, как бы помягче сказать, бывает весьма своеобразной…
Второе. Самая эффективная технология – ОДД, от двери к двери. Вариант «черт из табакерки» уже мало реален. То есть нельзя вот так за пару месяцев до выборов стать победителем «из ниоткуда» без реальной работы на округе.
– Какова, на ваш взгляд, сейчас роль административного ресурса?
– Что конкретно вы имеете в виду?
– К примеру, использование того же «12 канала» или звонки из облправительства главам муниципальных районов.
– Это все – очередные штампы. «12 канал» уже давно не «административный ресурс», а Омское областное телевидение. Причем делаем мы на его базе вообще реально телевидение общественное.
Что касается других «методов» и «технологий», того же «телефонного права», то прошу обратить внимание на происходящее на федеральном уровне, на деятельность нового главы ЦИК Эллы Памфиловой – на то, что уже полетели головы некоторых руководителей региональных избиркомов, на отставки чиновников, которые пытались вмешиваться в избирательный процесс. В ЦИК составили список проблемных регионов; это открытая информация: Самарская, Курская, Брянская, Ярославская, Рязанская области, Приморский, Алтайский край, республика Тыва, ряд республик Северного Кавказа. Это все озвучено публично. Есть мы там?..
Федеральная власть четко демонстрирует, что она за честные и прозрачные выборы. И… я не исключаю, что Омскую область после этих выборов будут ставить в пример другим регионам. Потому что здесь власть региональная показывает, как можно добиваться симпатичных результатов, не передавливая – за счет личного обаяния, готовности идти к людям. Ну и технологий, разумеется.
– То есть вы не согласны с еще одной любимой сейчас СМИ версией, что губернатор Назаров может уйти в отставку после возможного провала «Единой России» на этих выборах?
– Во-первых, что значит – провала? Почему считается, что «Единая Россия» должна набрать 60% голосов и выше? А если она наберет около или меньше 50%, то это что – конец света?
Может быть, это как раз красивый и честный результат конкурентных и открытых выборов? Кстати, в 2011 году 37% было, между прочим…
Версия же про отставку губернатора – это вообще полная ахинея. Извините, коллеги, но писать, что его могут отправить в Совет Федерации – просто глупость! Куда же при таком раскладе денется депутат Госдумы Сергей Александрович Попов, который идет вторым в областной тройке в ЗС? Останется депутатом Законодательного Собрания Омской области?! При том, что он живет в Москве?
И главное даже не это: просто мы говорим о реальном «политическом тяжеловесе», первом заместителе руководителя фракции «ЕР» в Думе, который работает депутатом с 1999 года, несколько раз был финансовым уполномоченным кандидата в Президенты России Владимира Владимировича Путина. Это есть даже в Википедии, но омские журналисты даже её не хотят читать.
Наталья Николаева, Олег Ледянский