Осталась ли интрига в самом громком судебном процессе последних лет?
Уже сегодня, восьмого июня, судья Алексей Полищук начнёт зачитывать приговор Юрию Гамбургу. Поддержать бывшего коллегу непременно придут действующие и отставные «шишки» городской администрации, семья, друзья и сотрудницы Минимущества.
Может быть, судья успеет зачитать всё за один заход. Если нет (дело-то объёмистое) – возьмёт перерыв и дочитает приговор на следующий день. В любом случае каких-то серьёзных откровений от его решения никто, кажется, не ждёт.
Основную интригу «убил» представитель обвинения Савин. За семь эпизодов превышения служебных полномочий и причинение бюджету весомого ущерба – даже уменьшившись вдвое, он превышает двести миллионов рублей – прокурор запросил у суда... 4 года лишения свободы. Наказание, близкое к самому минимальному из возможных.
Да, признать Юрия Гамбурга невиновным судья вряд ли решится. Дело здесь даже не в том, виноват ли на самом деле бывший вице-губернатор. Просто следствие работало, прокуратура работала, эксперты работали. А столько уважаемых людей не может ошибаться, это ещё главный судья Ярковой доходчиво объяснил во время недавней пресс-конференции. А потому нельзя отпускать, ну никак нельзя! Понимает это и адвокат Любушкин, который в ходе прений «на всякий случай» предоставил суду несколько писем с положительными характеристиками Гамбурга. Подстелил соломку: в случае чего эти характеристики позволят судье «скостить срок».
За время суда и следствия Гамбург отсидел уже почти два года. Так что если судья Полищук решил смягчить наказание, например, вдвое – бывший вице-губернатор может выйти на свободу прямо в зале суда. Или, в крайнем случае, отсидеть ещё один год. Неприятно, да. Но что-то подсказывает, что человек, способный оплачивать услуги трёх элитных адвокатов, и в колонии бедствовать не станет.
Возникает ощущение, что всё происходящее – спектакль. Защита, суд и обвинение играют привычные роли. Зрители смотрят. Вот нож обвинения вонзается в сердце подсудимого... Но это не страшно, нож-то бутафорский, лезвие просто убирается в рукоять. Вот сцену заливает кровь... Нет, извините, это просто вишнёвый сок.
Конфликта нет, мы его так и не увидели. Да и какой может быть конфликт между актёрами? Прокуратура хочет «галочек». Один эпизод – одна «галочка», семь – ну, это уже на повышение тянет! Важно ли при этом, на сколько сядет конкретный чиновник и сколько денег он вернёт в бюджет? Вряд ли, вот и снижается срок до минимальных пределов, а сумма ущерба «гуляет» от экспертизы к экспертизе.
Рыть носом землю, искать несоответствия в показаниях свидетелей защиты, добиваться приглашения «неудобных» рассказчиков типа Виктора Шрейдера... зачем?
Интересно, что начиналось это дело совсем не так. Таинственный Шаболтас, исчезнувшее «иное лицо» Меренков, спор экспертов, внезапный скотомогильник, интрига с сибирской язвой... Однако постепенно российское правосудие со всем разобралось, всё разложило по полочками привело к нужному стандарту.
Так что рассаживайтесь, уважаемые зрители. Актёры на местах, подсудимый в пиджаке, судья берёт в руки приговор. Вам ведь на самом деле интересно, убьёт ли Отелло Дездемону?