Ответ бизнесмена, занимающегося организацией похорон и проходящего свидетелем по делу бывшего полицейского Кропалева, оказался неожиданным.
В пятницу, 20 мая, бывший директор ритуального агентства Евгений Бортник ответил суду на интригующий вопрос: что означала статья расходов «откат», которую он завёл в своей отчётной документации?
Куйбышевский районный суд рассматривал дело бывшего помощника оперативного дежурного Андрея Кропалева. По версии обвинения, Кропалев за 6000-7000 рублей сообщал Бортнику о смертях на подведомственной ему территории. Благодаря этому, агенты Бортника первыми оказывались на месте и заключали с растерянными и плачущими родственниками договоры на похороны.
Если у близких покойного не было на руках всей необходимой суммы, то агентство оказывало часть услуг в долг. Недостающую сумму доплачивал сам агент, а работодатель ему потом эти деньги возмещал. В таком случае директор просил работников подробно расписать статьи расходов. На предыдущем судебном заседании были озвучены любопытные показания одного из бывших агентов Бортника, пенсионера МВД:
– Свои расходы я проставлял в присутствии Бортника. В ряде договоров в своих расходах Бортник говорил мне написать слово «откат» и указать напротив этого слова денежную сумму. Суммы были разные – порядка 6000-7000 рублей. Я не задавал Бортнику вопросов, что это слово означает. Сам Бортник говорил, что эти деньги пойдут на развитие бизнеса. Какой смысл он вкладывал в эту фразу, мне точно известно не было.
Теперь суд получил возможность узнать об этом у самого Евгения Бортника. Прокурор Зульфия Абишова попросила:
– Расскажите, какой смысл вы вкладывали в понятие «откат».
Свидетель пояснил, что слово «откат» было многозначным:
– Откат я откладывал либо на развитие фирмы, либо на памятники в дальнейшем. Через год я обзванивал всех клиентов и предлагал услуги по установке памятников.
Прокурор Абишова удивилась, зачем называть памятники «откатом»:
– Почему бы не написать: «на памятник»? Почему слово такое использовалось?
По версии свидетеля, этим словом они с компаньоном Сергеем Машинским «кодировали» суммы, предназначенные на будущие нужды агентства – и на памятники в том числе.
– «Откат» писали для Машинского и для меня. Когда меня привёл в этот бизнес Изотов, который умер, я платил ему откаты. Это была фирма «Рай». Такое было условие.
Откаты ныне покойному Изотову из «Рая» ни прокурора, ни судью не заинтересовали. Видимо, они предположили, что в этом случае Бортник тоже будет говорить о развитии бизнеса.
Действительно ли Кропалев брал взятки, сторонам обвинения и защиты предстоит объяснить на следующем заседании во время судебных прений.