Мороженое «Обамка» (что означает «Маленький Обама») – часть неприятной новой тенденции, в рамках которой напряженность между США и Россией проявляется в расистских шутках о первом чернокожем президенте Соединенных Штатов.
Руководство фабрики «Славица» отрицает, что бренд «Обамка» имеет отношение к политике и является оскорбительным для кого-то. Финансовый директор фабрики Анатолий Рагимханов сказал: «Нам просто понравилось это название. Такое забавное. Просто «Обамка». Покупатели сами могут додумывать насчет названия. Политизированные граждане, возможно, проведут некоторые параллели».
На обертке мороженого изображен темнокожий ребенок с золотой серьгой в ухе, созданный, по словам Рагимханова, под влиянием советского мультфильма об острове «Чунга-Чанга».
Это второй за полгода скандал в Татарстане вокруг оскорбительного маркетинга, мишенью которого является Обама. В декабре 2015 года в сети супермаркетов «Бахетле» обнаружили разделочные доски с изображением двух взрослых обезьян с детенышем, морду которого заменили лицом Обамы.
В последние два года расистские изображения публикуются все чаще, и это явление, по-видимому, коренится в том, что США критикуют присоединение Россией Крыма и утверждают, что Путин оказал вооруженную поддержку повстанцам на востоке Украины.
Навскидку можно вспомнить четыре расистские шутки про Обаму – фотоснимок, опубликованный Ириной Родниной в Twitter, серия плакатов «Банан-Обама», появившихся на улицах Перми, световое шоу по случаю дня рождения Обамы в Москве (Московская студенческая инициатива спроецировала на стену американского посольства изображение Обамы с бананом) и сценку на ту же тему, разыгранную в ходе чемпионата Red Bull Flugtug-2015.
Вызывающее вопросы изображение людей африканского происхождения – пережиток холодной войны. Советский Союз сделал пропагандистские произведения о плохом обращении с афроамериканцами в США частью своей борьбы за сердца и умы мирового чернокожего пролетариата. И хотя СССР благородно высказывался против расовой несправедливости и предоставлял чернокожим необходимую материальную поддержку (...), он не имел точного представления о политике их изображения и часто использовал оскорбительные образы чернокожих людей в распространяемой им антирасистской пропаганде. Россияне могут не совсем точно представлять себе, как выглядит расизм из-за того, что выросли на советских мультфильмах, в которых люди африканского происхождения похожи на персонажей популярных некогда в США «менестрель-шоу» – белых певцов, карикатурно загримированных под чернокожих.
Дженнифер Уилсон