И надеяться на лучшее, но велошлем, конечно, тоже не помешает.

Начинающееся лето, рост цен в маршрутках и вечные пробки дают о себе знать: на улицах Омска стало заметно больше велосипедистов. Поэтому логично будет разобраться, каково это – ездить на работу не на четырёх колёсах, а на двух.

Сразу надо уточнить, что этот вариант явно не всем подходит. Ехать на велосипеде через весь город – это и слишком мучительно, и слишком долго для утра буднего дня; к тому же не на каждой работе есть душ, который наверняка в этом случае понадобится. А вот если, чтобы добраться до офиса, нужно только спуститься за полчаса с горки (например, из Амура в центр), то велосипед – это точно наш вариант.

Переоценка ценностей начинается вскоре после выкатывания алюминиевого друга из подъезда. С высоты велосипедного седла всё выглядит совсем иначе: каждый бордюр с острыми краями, каждая выбоина на дороге, каждый пешеход, норовящий перебежать улицу на красный свет. Дело тут и в низкой скорости, позволяющей всё разглядеть, и в остром осознании собственной беззащитности, которое появляется, стоит только начать движение по правому краю проезжей части (как положено по правилам). Машины слева проносятся совсем рядом, объезжать все ухабы именно по этой причине не получается, ремней безопасности и зеркал заднего вида нет, а потому остаётся держать руль прямо, приподниматься над сиденьем в особо критичных местах и надеяться на лучшее.

Главная беда для велосипедиста – дороги. Люди, которые занимаются ими в нашем городе, очень-очень неправы. Чтобы как-то с этим справиться, многие любители двухколёсного транспорта ездят по тротуарам, виляя среди пешеходов, а иногда даже разгоняя их звонками; это, конечно, запрещено, как и езда по «зебре», но большинство ПДД не знает.

Водители авто, объединённые с велосипедистами общей бедой, ведут себя на удивление адекватно: могут подождать, если проезжая часть узка для обгона, и пропустят там, где положено. Правда, главным фактором напряжённости они всё равно остаются: на обгон идут при минимальном расстоянии (а по ПДД положено, кажется, полметра) и не дают объезжать ухабы с левой стороны. Из-за них же велосипедистам лучше надевать респираторы: иначе даже за полчаса надышишься газами и пылью.

Отдельная группа автолюбителей – водители маршруток. Это люди наименее аккуратные и наиболее нетерпеливые. Если на преодолении какого-нибудь трудного участка за спиной раздаётся «бибиканье», можно не сомневаться: это они.

Делить проезжую часть с машинами омским велосипедистам, видимо, придётся всегда. Если у горе-специалистов не получается создать нормальные дороги для всех, было бы странно ждать от них велодорожек. Максимум, что они могут сделать, – это выделить для двухколёсного транспорта часть пешеходных маршрутов вдоль набережной, нанести за большие деньги соответствующую разметку и отчитаться о «создании велосипедной инфраструктуры». После этого по новой велодорожке продолжают ходить пешеходы, а «целевая публика» и дальше ездит, где придётся.

Ещё одно важное соображение: велосипед – это точно не на каждый день, даже летом. Если низкие температуры мешают не всем (есть люди, которые и зимой гоняют на двухколёсном), то сильный дождь при омских ливнёвках создаст непреодолимые препятствия на несколько дней. Именно такие паузы заставляют людей, немного привыкших ездить на работу на велосипеде и привычно сетующих на многочисленные негативные стороны этого дела, оценить все плюсы и минусы.

Минусов много: опасность, пыль, газы, физическая усталость. А плюсы – разминка до и после дня в офисе, отказ от нежелательного общения (с пассажирами маршруток, например), экономия денег и часто времени тоже. Учитывая ставшие традиционными для Омска пробки, получается, что велосипед быстрее, чем «ГАЗель». Важно только найти место для безопасной парковки рядом с работой.

В ближайшие годы велосипедистов в Омске наверняка будет становиться ещё больше. А вот в те долгие месяцы, когда такой транспорт для езды не годится, омичи будут, видимо, ездить на внедорожниках (потому что больше ни на чём не проедешь), парковаться на бывших газонах (потому что больше негде) и надеяться, что дороги, городской транспорт и зарплаты наконец-то станут такими, какими они должны быть.