БК55 поинтересовался у известного омского строителя, главы «Треста Железобетон» Константина Петренко его мнением по поводу нового закона об ответственности за обман дольщиков.
– Константин Викторович, как вы относитесь к принятому на днях закону, призванному защищать дольщиков?
– Очень положительно. Я вообще считаю, что нужно на законодательном уровне разрешить продавать только квартиры либо в уже полностью построенных домах, либо в готовых не менее чем на 75%. Продажа на более ранних стадиях – только через параллельный договор со страховой компанией. В общем, нам нужно «переболеть», и потом уже мы будем жить в реальном мире, а не нарисованном.
– Какова сейчас, по вашим данным, картина с дольщиками в нашем регионе в целом?
– Ситуация очень сложная. Конкретные «зависшие» объекты я обсуждать не хочу – все и так о них знают. Но Минстрой, в принципе, движется здесь в правильном направлении. Например, Кокорин за компенсационные площадки довольно неплохо достраивает проблемные объекты.
– Как сейчас обстоят дела конкретно у ваших компаний?
– Работаем. Каждый год сдаем по 100 тысяч квадратных метров. Разумеется, как и всем строителям сейчас, тяжело. Только за последние месяцы металл, например, подорожал на 50%. При такой ситуации очень многие строители скоро остановят стройки – работать сегодня просто невыгодно. Останутся только крупные компании.
– А за счет чего работают они?
– За счет плановой убыточности. В прошлый кризис мы 11 месяцев работали с рентабельностью минус 5-7%. Зато за счет этого смогли сохранить коллектив. И сегодня такая же ситуация. А как иначе, если стоимость квадратного метра идет вниз, а стоимость материалов – вверх? Какое-то время приходится работать в убыток. Когда-то была прибыль, делали запасы – в кризис тратим их на покрытие убытков. Конечно, те, кто всю прибыль изымал и тратил на себя, выжить в этой ситуации не смогут. Помогает нам и то, что практически всегда мы ориентировались на продажу уже почти готовых квартир. И сейчас мы реализуем жилье в уже возведенных девятиэтажках.
Обращу внимание, что в это же время, как ни печально, в Омске существует группа лиц, которая фактически паразитирует на проблемах застройщиков.
– Кого вы имеете в виду?
– Некоторых юристов, так называемых правозащитников. Они ходят, «работают» с людьми, расклеивают объявления – мол, давайте заработаем деньги вместе с вами. Повторюсь, застройщикам сейчас очень сложно. В общих интересах помогать сохранить их компании, а такого рода действия, де факто, помогают только их разваливать. У нас, к примеру, с двумя домами была сложная ситуация – не смогли сдать вовремя из-за проблем с «Водоканалом». Лично мы все сделали вовремя, сети проложили, но из-за того, что между городом и московским руководством «Водоканала» были трения, нас просто не подключали. И вот эти «юристы» начали работу по массовой подаче исков в суд. Причем за моральный ущерб требовали по 400-500 тысяч рублей. Лично я считаю, что это уже злоупотребление своими правами. Но, увы, никто в обществе этому оценку не дает.
Сейчас вот все ополчились на «Жилище». А это ведь отличная компания, крупная, созданная с наличием госкапитала, они целый прекрасный микрорайон построили на Московке. При этом у предприятия сейчас объективные трудности – квартиры продаются очень тяжело. Так эти мошенники на неё сейчас так накинулись...
– Константин Викторович, а нужно ли было вообще создавать с нуля компанию с госучастием, когда в Омске и так достаточно крупных застройщиков?
– Квартиры учителям и врачам по 30 тысяч за квадратный метр частные компании продавать не будут – при тогдашней цене в 40-42 тысячи за «квадрат». «Жилище» же, по моей информации, провело сотни таких сделок, они реально выполняли социальную функцию. А сейчас все от них отстранились – выкручивайтесь, мол, сами, как хотите.
– В таком случае, по-вашему, не будет ли новый закон только усугублять ситуацию для застройщиков?
– Уверен, что профессионалов он не запугает. Другое дело, что если ты не умеешь печь пироги, то тогда лучше шей сапоги. А то у нас одно время все вдруг захотели стать строителями...
Санкции по новому закону предполагают доказательство злого умысла у застройщика. Разве не очевидно, что у того же «Жилища» никакого резона кого-либо обманывать не было?
Как мне кажется, государство постепенно наводит порядок в данной сфере. Для этого всего нужно около десятка законов принять, несколько из них уже приняты либо близки к принятию. Конечно, все они сильно запаздывают, но тенденция в целом правильная.
На сегодня, повторюсь, основная задача – сохранить производство, базу, компании.
Наталья Николаева, Олег Ледянский