Какими бы фантастическими не выглядели версии о покушении на экс-судью, общее у них одно – внимание к ситуации в Большеречье и омской Фемиде заметно выросло.
Как бы не открещивались нынешние правители от марксистско-ленинской диалектики, они не могут оспорить главных ее постулатов: любая случайность – это не выявленная закономерность, а «количество» рано или поздно обязательно «перейдет в качество».
Именно под таким углом зрения мы постараемся проанализировать имеющиеся у нас данные, информацию, факты. Одним словом, все то, что могло и почти привело к трагедии.
Официальная версия
«Прокуратура Омской области взяла на контроль ход расследования уголовного дела по факту покушения на убийство общеопасным способом представителя уполномоченного Омской области по правам человека в Большереченском районе.
Установлено, что 26 апреля 2016 года около 8.15 по местному времени представитель уполномоченного Омской области по правам человека в Большереченском районе (таков сейчас статус Газиза Хайруллина) сел в припаркованный возле ограды своего дома автомобиль УАЗ, завел двигатель и начал движение задним ходом. В это время произошел взрыв транспортного средства.
В результате 69-летний экс-судья получил телесные повреждения – травму правой руки.
Поскольку потерпевший обнаружил под автомобилем предположительно элементы взрывного устройства, он обратился в правоохранительные органы.
На место происшествия выезжал прокурор Большереченского района Омской области для организации действий следственно-оперативной группы.
Согласно предварительным данным, взрыв произошел в результате срабатывания взрывного устройства, установленного в автомобиле.
По факту случившегося СУ СК по Омской области возбуждено уголовное дело ч. 3 ст. 30 п. «е» ч. 2 ст. 105 УК РФ (покушение на убийство, совершенное общеопасным способом), ход расследования которого прокуратура поставила на контроль».
Без лишних подробностей.
Месть недовольных?
Надзорное ведомство не называет, но журналисты уже разведали, что под 69-летним гражданином речь идет о бывшем председателе райсуда Газизе Хайруллине.
На страницах новостных сайтов в рубрике «комментарии» уже высказана мысль, что за 25 лет работы в статусе председателя Большереченского районного суда служитель Фемиды мог насолить многим.
В 2014-2015 годах в Омской области активно действовал Комитет народного контроля из р.п. Большеречье, члены которого Руслан Алехин и Александр Седельников буквально обрушили шквал критики в адрес местной правоохранительной системы в целом и в адрес экс-судьи в частности.
Интернет-пространство тогда взорвал скандал со странными судебными решениями Газиза Нургалиевича, когда по его вердикту живой человек объявлялся… покойником. Скандал, судя по всему, получился сильный, и председатель, как выразились устроившие видеодемарш правозащитники, вынужден был уйти «в добровольно-принудительную отставку».
Но и на этом история не закончилась. Буквально через месяц после «смещения» главы Большереченской Фемиды правозащитники-правдописцы были жестоко избиты. На пороге своих домов на граждан напали неизвестные и нанесли удары тяжелыми предметами по голове. Была попытка похитить видеокамеру. По крайней мере, информация об этом была размещена в интернете – см. «Нападение на омских правозащитников».
Как цитируются слова Алехина и Седельникова, им «нанесены серьезные телесные повреждения», они «длительное время провели в больницах, восстанавливали пострадавшее здоровье».
Только недавно данные граждане вновь стали появляться на массовых публичных мероприятиях, стали вновь заниматься правозащитной деятельностью.
С оглядкой…
Инсценировка?
Не исключается и такой вариант. Газиза Хайруллина в Большеречье за глаза называют «Мудрым». За огромный житейский опыт и неординарные решения. Поговаривают, что гражданин Хайруллин практически ежедневно бывал в Большереченском райсуде и, находясь в здании, давал советы нынешнему председателю Коробову. А фактически, как утверждают злые языки, выносил решения вместо действующего судьи! Соответствует ли это действительности или нет, судить не беремся, лишь озвучиваем предположения, которые строятся на определенных фактах. Но точно такая же информация, по словам наших источников, была доведена до руководства Омского областного суда. Устно или письменно – не уточняется, но отреагировать судейским чиновникам на нее все равно рано или поздно пришлось бы.
Таким образом, не исключен вариант, когда упреждающе экс-судья мог предстать в роли и без того пострадавшей жертвы. Кстати, местные жители удивлены, почему взрывное устройство господину Хайруллину заложили в старенький УАЗ, а не в его дорогущий «Лэнд Краузер». И не могла ли в отечественном авто просто разлететься от старости какая-нибудь деталь?..
Например КПП…
Дестабилизация в регионе
Безусловно, активность того же Комитета народного контроля из Большеречья привлекала внимание многих.
И я не один раз участвовал в их пресс-конференциях, с интересом просматривал их видеоотчеты, скандальные сюжеты. Но что-то во всей этой деятельности меня настораживало. Прежде всего, это локализация интереса и критики на территорию Большеречья. Как известно, именно отсюда родом действующий глава региона. Мне видится, что постоянное нагнетание конфликтов, негатива с малой Родины высокопоставленного руководителя – это всегда удар по его репутации, по его моральному облику, по его психологическому состоянию. Именно это меня и останавливало от активной поддержки инициативных ребят из Большеречья. Потому что в контексте общеполитическом подобные действия всегда выглядят деструктивными, они ведут к не всегда обоснованному нагнетанию социального недовольства, к принятию первым лицом не всегда продуманных эмоциональных решений. И рано или поздно заканчиваются печальным, а иногда и трагическим финалом.
Но давайте обратим внимание на то, что после того как были на время выведены из строя «большереченские комитетчики», район не перестал быть поставщиком скандалов того же общероссийского уровня. В январе – покушение на правозащитников, а уже в марте громкое задержание местными и городскими силовиками так называемой «Большереченской ОПГ». Причем с такой сенсационной подачей, что «под Омском ликвидирована чуть ли не «Кущевка-2»!
Более года незначительный конфликт молодых парней раскручивается и подается как глобальное противостояние с целью похищения, криминальные разборки – с целью подмять Большеречье, сменить здесь действующую власть и т.д. и т.п.
Симптоматично, что в уголовное разбирательство оказались втянуты известные в Большеречье и Омске граждане, которые давно и хорошо знакомы в том числе и с действующим губернатором Виктором Назаровым. Затеянный на пустом месте судебный процесс, как не крути, явный удар по репутации первого лица. Так, по крайней мере, может быть рассмотрено систематическое нагнетание негативных информационных поводов из р.п. Большеречье. Дескать, и на своей Родине порядок навести не может…
И какой вывод?!
«Привет» от Гамбурга
Хоть и не освещая, редакция внимательно следит и за этим громким судебным процессом и за фигурой некогда самого влиятельного «серого кардинала» омского региона.
Прежде всего, в силу профессионального интереса. И еще из-за одного момента. Периодически на редакцию выходят разные граждане, и все, как один, предлагают написать что-нибудь остро критическое в адрес руководителя СКР Андрея Кондина. При этом повод агрессивного выпада предлагается какой-нибудь несущественный, косвенный, устаревший, смешной, а то и просто глупый. Отказываемся. Объясняем, что критика должна быть конструктивной, основанной на фактах и нести позитивную энергетику, то есть писаться материал должен не для разрушения, не с целью критики первого лица и ради критики, а для улучшения ситуации и с позиции созидания.
Одним из таких предложений «покритиковать» стало освещение Большереченского конфликта между двумя группам молодых людей (он сейчас рассматривается в местном районном суде). Но не как такового, а исключительно с прямой критикой лично генерала Кондина. С предложением выступила супруга пребывающего до сих пор в СИЗО Дениса Белоусова. Писать с такого прицела мы отказались. Девушка, по-видимому, сама, разместила свою публикацию на БК55 в рубрике «На правах рекламы». Странным выглядит само заявленное желание давить на главу следственного органа, когда позиция его ведомства уже высказана, оформлена и вряд ли изменится. Подход, мягко говоря, неоднозначный.
Создалось впечатление, что «кто-то» без учета интересов попавших под уголовное преследование парней пытается манипулировать их представителями, нагнетать атмосферу. С какой целью – до конца непонятно. Такое ощущение, что предмет интереса лежит далеко за пределами конкретной ситуации. Единственно глобальное, что лежит на поверхности – это приближающийся финал в «громком деле Юрия Гамбурга». Но дестабилизация в судебной и правоохранительной системах омского региона – это под силу только весьма влиятельной группировке. И только в ее сиюминутных интересах. При этом я не говорю, что наша Фемида и силовики работают «хорошо». Наоборот. Но теперь проверить их «труды праведные» будет еще один весьма неожиданный и «пикантный» повод.
Накануне часа Х…
Материализация мысли
Не могу исключить и эту почти фантастическую версию. Как говорится, и палка в сто лет стреляет. Просто нужно очень в это поверить или этого возжелать.
Взаимосвязь материального и иррационального, в том числе таящегося в подкорке человеческого головного мозга, до сих пор не исследована досконально. Поэтому все возможно.
Ведь наткнулись на одиноко плавающее бревно в русле Иртыша Александр Веретено и его компаньон Юрий Рекало (кстати, 20-го апреля было 14 лет как их не стало). Я неоднократно предупреждал тогдашнего всесильного депутата Госдумы РФ и владельца «Группы компаний «ОША», что постоянно конфликтовать, увольнять, ломать людей не стоит. Это чревато. Даже не тем, что они способны чем-то доставить ему неудобства (уровень, конечно, не сопоставимый), а тем, что рано или поздно накопившаяся отрицательная энергия из «количества» найдет себе выход в «качество». И каким он будет – удар молнии, рухнувший балкон, всплывшие огороды, школьный забор, отказавшие тормоза или взорвавшаяся УАЗовская коробка переключения передач –
предугадать архисложно.
Александр Грасс
В рубрике «Прогнозы и версии» мы предлагаем собственный вариант объяснения событий, однозначное толкование которых известно лишь узкому кругу посвященных лиц. Это лишь редакционная версия, не исключающая, возможно, прямо противоположных объяснений событий.