Многолетний наставник и президент «Омички», бывший тренер юношеской сборной страны Владимир Шумаков объяснил БК55, почему, по его мнению, клуб пришел к таком концу.
– В чем основная причина случившегося с «Омичкой»?
– Для того чтобы сделать что-то хорошее – нужно много времени, людей и усилий. А дурное дело, как говорится, нехитрое, его можно быстро сделать и малым числом.
– И кто же те немногие люди, которые сделали дурное дело?
– На мой взгляд, это три последних руководителя клуба, про которых уже немало писали СМИ – Ворожко, Иванов и Сергей Васильевич Шелпаков.
– У г-на Шелпакова вроде бы репутация куда лучше была, чем у двух других названных вами руководителей...
– На мой взгляд, Сергей Васильевич – человек властный, и он должен был, по идее, бороться до конца. Но он ушел. Хотя и некоторые его решения по финансовым вопросам мне тоже непонятны. К примеру, буквально за несколько дней до своего ухода он отправил в Москву 2 миллиона рублей за какие-то консультации.
Ворожко заплатил консультантам еще больше – 3 миллиона. Вы подумайте – миллионы за какие-то консультации!!
Принимал неправильные финансовые решения и Иванов. К примеру, был заключен контракт с сербкой Михайлович на миллион евро, а когда поняли, что не потянут, – отказались, но документ грамотно не оформили. При этом подписали бумагу, что штрафные санкции в случае неисполнения обязательств – 1% в день. Так и набежало 366% – и клуб стал должен 100 миллионов.
В глобальном же смысле слова все это произошло потому, что все эти люди изначально не имели к волейболу никакого отношения, не любили его по-настоящему. Все они пришли из власти. И деньги они привыкли тратить с размахом – даже тогда, когда ситуация изменилась.
– А, по-вашему, был шанс избежать такого конца?
– Конечно был. Когда я уходил из команды, из бюджета нам давали 60 миллионов рублей и еще 20 миллионов добавляли спонсоры. И мы жили на эти средства. А потом из бюджета стали выделять 150 миллионов, плюс позже еще 100 миллионов добавили – вот и начали тратить деньги как попало.
– Сегодня еще есть хоть малейшая возможность что-то изменить?
– Ноль процентов. Команда объявлена банкротом. Люди с октября (!) не получают зарплату.
– Насторожила информация, что среди первых покупателей имущества клуба – чиновники областного Минспорта. Как по-вашему – там могут быть какие-то махинации?
– Не думаю. Там и особого имущества-то уже нет. Разве что машины остались неплохие. Но даже с их учетом, думаю, максимум – миллионов восемь наберут. Хорошо, если на погашение долгов по зарплате хотя бы хватит.
Все сделки, скорее всего, будут проводиться очень аккуратно. Там же следователи уже очень давно работают, многие уже побывали на допросах.
– Владимир Васильевич, какой главный урок мы должны извлечь из этой ситуации?
– В Омске были прекрасные спортивные традиции. Например, по велоспорту у Леонида Живодерова была такая школа, что к нам приезжали из Москвы, восхищались. Существовала великолепная школа классической борьбы под руководством Василия Викторовича Громыко. Была и прекрасная волейбольная команда...
Пусть это прозвучит нескромно, но при Шумакове «Омичка» никогда ниже шестого места не опускалась. И были люди, которые нас поддерживали – Телевной, Кардаев, Полежаев, Голушко... Эти люди реально помогали нам, потому что действительно любили волейбол. Был круг лиц, реально заинтересованных в развитии спорта в городе. В итоге мы в Омске устраивали Матч звезд, где играли лучшие игроки со всего мира, проводили Евротур, в котором участвовали Италия, Голландия, Германия... Ни по одному другому виду спорта, включая хоккей, соревнований такого уровня в Омске не было. Создали прекрасную спортивную базу. И все это было разрушено...
Конечно, таким делом должен заниматься только фанат. Причем в нашей действительности это еще должен быть и человек, приближенный к губернатору. А у нас в последнее время клубом руководили даже просто непрофессиональные люди. Поэтому «Омичка» и погибла.
Наталья Николаева, Олег Ледянский