Затраты на восстановление разрушенного участка дороги будут исчисляться десятками миллионов рублей, заявил из пересыльной тюрьмы бывший руководитель строившего плотину НПО «Мостовик».
Заключенный Олег Шишов в интервью корпоративной газете своей бывшей компании вчера поделился воспоминаниями об этой стройке и взглядом на сегодняшнюю ситуацию на Красногорском гидроузле.
Взявшись за проект «Московского областного института «Гидропроект», «с самого начала мы столкнулись с большим количеством принципиальных ошибок и недоработок в проекте. Проектные ошибки всегда создают проблемы, порой и трагические, поэтому качество проектов особо ответственных сооружений к которым, несомненно, относятся гидротехнические сооружения, должно быть, очевидно, высоким. Но проект, который передал нам заказчик, был халтурой. Даже сами проектировщики не скрывали своего удивления, что по проекту, который они сделали хоть и за деньги, но судя по всему «на полку», началось реальное строительство».
«Но заказчик почему-то полностью оплатил проект, притом задолго до его получения от проектировщика и выдачи его подрядчику. В этой, мягко говоря, пикантной ситуации нам при выполнении многих работ пришлось самим исправлять проектные ошибки. Формально заказчик согласовывал выполненные с отступлением от существующего проекта работы, понимая их техническую правильность и необходимость, но не принимал их к оплате без согласования с «Гидропроектом». Таких работ НПО «Мостовик» выполнило на сумму более 1,2 млрд рублей. Если бы мы строили в полном соответствии с имеющимся «липовым» проектом, то в судьбу Красногорского гидроузла была бы заложена «мина», готовая «рвануть в любую минуту», подобная той, что «рванула» в 2013 году на Загорской ГАЭС-2 по причине таких же проектных ошибок (несовершенство проекта, недостаточная изученность грунтов основания) того же «Гидропроекта». Сумма нанесенного в результате этой аварии ущерба составила около 10 млрд рублей», – отмечает Шишов.
Качество выполненных НПО «Мостовик» бетонных сооружений, а также грунтовых сооружений и креплений гидроузла не вызывает сомнений и было подтверждено отчетом комплексного обследования генеральным проектировщиком в 2015 году. Однако, подчеркивает известный строитель, «незавершенное строительство любого, тем более гидротехнического, сооружения, находящегося под регулярным воздействием мощных паводков и ледоходов, не может быть долговечным».
Шишов недоумевает по поводу проведенного уже недавно, в феврале 2016 года, в связи с аварийной ситуацией на объекте, нового конкурса на выполнение отдельных работ на сумму 362 млн рублей, который выиграло московское ОАО «ОЭК»: «Вызывают удивление два факта. Во-первых, ОАО «ОЭК» оба конкурса выиграло в гордом одиночестве. Странно, что в нынешнее трудное для строителей время не нашлось желающих на контракты общей стоимостью более 1,3 млрд рублей. Во-вторых, в контрактах, заключенных с ОАО «ОЭК», отсутствует ответственность за сохранность объектов и сооружений гидроузла в целом. В результате в текущем 2016 году объекты гидроузла совершенно не готовы к пропуску паводка».
Олег Шишов рассказывает, что, оказывается, на омской плотине было совсем недавно: «Ранним мартовским половодьем этого года разрушен участок инспекционной дороги верхнего бьефа, в результате чего затоплен котлован левобережной плотины. А дальше цепная реакция: увеличилась нагрузка на строительное водопонижение котлованов судоходного шлюза, начались неконтролируемые выходы грунтовых вод в подходных каналах шлюза. Кроме того, имея в настоящий момент разрушенный участок инспекционной дороги верхнего бьефа, в паводок открыт путь водам Иртыша в котлован левобережной плотины. Затраты на восстановление разрушенного участка дороги будут исчисляться десятками миллионов рублей. Всего этого можно было бы избежать в случае планомерной реализации мероприятий по подготовке объектов гидроузла к паводку и половодью».
На днях первый вице-губернатор Андрей Новоселов, наоборот, говорил, что плотина паводок выдержала.
Никита Летов