Уровень коррупции и количество мошенников в сфере ритуальных услуг потрясает: на чужом горе наживаются и участковые, и медики, и сотрудники госучреждений.
Сегодня в аудитории омского филиала Московского финансово-промышленного университета прошел круглый стол, посвященный мошенничеству в сфере ритуальных услуг.
На мероприятии присутствовали руководители крупнейших агентств города и области, а также старший инспектор и старший следователь СУ СКР, начальник отдела контроля органов власти УФАС.
Ожидали также чиновника горадминистрации Василия Жеребятьева, чтобы задать неудобные вопросы о том, кому же на самом деле принадлежит земля омских кладбищ, но он круглый стол проигнорировал.
Первым слово взял Хайрула Абайдулин, директор ритуальной компании «Память-В». Отвечая на вопрос о том, равные ли права у игроков данного рынка в нашем городе, он заявил: «Ни о каких равных правах не может быть и речи! Я выиграл все суды с БУ «Комбинат специальных услуг», но судебные решения не исполняются. Между тем учерждение безнаказанно берет взятки. И такую возможность им предоставляют в первую очередь городские власти».
Хайрула Гафурович уточнил, что в 2012 году должен был проводиться тендер на содержание омских кладбищ, но по факту он так и не состоялся. По словам Абайдулина, городская администрация не нашла 5000 рублей на проведение тендера, после чего благополучно передала омские кладбища под контроль «Комбината специальных услуг», а частников оставила с носом. В УФАС разводят руками – беззаконие, конечно, но доказать ничего не возможно.
С собой на круглый стол Абайдулин принес выписки из судебных постановлений. Как выяснилось, в сентябре прошлого года Куйбышевский суд приговорил директора БУ «КСУ» Андрея Пшенова к четырем годам колонии за то, что он брал взятки по 100 000 рублей с учетчика Ново-Кировского кладбища за послабления в трудовой деятельности (свободный график работы).
В настоящий момент экс-директор «КСУ» уже в местах не столь отдаленных. Тем не менее назначили нового руководителя Ларису Никитенко, и организация продолжает свою деятельность.
Что же касается Ново-Кировского кладбища, то в 2013 году осудили местного учетчика за хищение бюджетных 700 000 рублей, а в 2014 году бывшего заведующего – за присвоение почти шестисот тысяч бюджетных денег.
В целом сфера ритуальных услуг – чудовищно коррумпированный механизм. Судебные дела шьются одно за другим, а толку мало, что отмечают и сами правоохранительные органы.
В феврале текущего года все тот же Куйбышевский суд приговорил учетчика Юго-Восточного кладбища Анатолия Барсукова к трем годам и штрафу в 300 000 рублей за получение взятки. Сейчас в суде рассматривается дело Николая Черемнова, учетчика Северо-Восточного кладбища, который обдирал граждан как липку за предоставление мест для захоронения.
Не гнушаются этими методами и похоронные агенты. Среди предоставленных Абайдулиным бумаг нашлось постановление в отношении Марины Тарасовой, которая в 2012 году брала с омичей крупные суммы денег за предоставление места на кладбище для их усопших близких. Доказан 21 эпизод ее преступной деятельности, она заработала 218 тысяч рублей таким путем. Сейчас она отбывает наказание, но на ее месте действуют другие агенты-мошенники, предлагающие омичам услуги похоронных агентов, стоимость которых достигает 200 000 рубелей, хотя средняя цена за полностью организованные похороны в городе – 35-40 тысяч, в регионах – 16 000 по минимуму.
Апофеозом стало судебное дело в отношении помощника оперативного дежурного отдела полиции №5 Андрея Кропалева. Его обвинили в совершении преступления по ст. 290 УК РФ (получение должностным лицом лично взятки в виде денег за совершение незаконных действий в пользу взяткодателя). Как выяснили следователи, Кропалев продавал информацию об умерших, а также телефоны и имена их родственников ритуальному агенту по фамилии Бортник. Дважды он запросил за это 6000 рублей, а затем «поднял цену» до 7000 рублей.
Доказать преступления Кропалева удалось не сразу – для этого пришлось установить прослушку телефона Бортника. Однако и в это трудно поверить. В декабре прошлого года суд оправдал Кропалева, решив, что имена, телефоны и информация об усопших личными данными не являются, а «добровольные пожертвования» Бортника – это не взятки.
Данный приговор был обжалован стороной обвинения в апелляционном порядке и в этом месяце Андрей Кропалев снова предстанет перед судом.
По словам старшего следователя СУ СКР Михаила Чеснакова, расследования подобных дел затягиваются на годы из-за того, что невозможно так просто доказать вину как агентов и учетчиков-взяточников, так и сотрудников правоохранительных органов. Он рассказал, что на рассмотрении находится еще 16 дел в отношении участковых, которые также брали взятки, а потом подсылали «своих» агентов к безутешным родственникам умерших.
Что будет с ними и как дальше будут развиваться дела в регионе — все определит судебный вердикт. Если Кропалева вновь оправдают, не исключено, что это окончательно развяжет руки черным ритуальным агентам и их пособникам в полиции и медучреждениях. Об исходе суда можно будет прочесть на БК55 в этом месяце.
Анна Вомелова