Городские власти обещают исправить все погрешности прошлогоднего ремонта.
Минстрой Омской области организовал сегодня пресс-тур по проблемным дорогам регионального центра. Правда, «проблемность» могла вызвать и вопросы. Журналистов провезли по тем улицам, дорожное покрытие на которых ремонтировалось в прошлом году, но или уже проявился брак, или работы даже вообще не были приняты и, соответственно, не были оплачены.
Поэтому масштабы негатива были не слишком большими: вместо того, чтобы обсудить прямо на месте огромные выбоины и временные озёра где-нибудь на улице Багратиона или на Московке-2, журналисты и представители профильных организаций собрались у небольшой (для Омска) лужи рядом с рестораном «Колчак».
– Здесь мы видим застой вод, – объяснил главный специалист министерства строительства Юрий Харламов, – вызванный отсутствием ливневой канализации. Сток воды должен был осуществляться за счёт естественного рельефа, но необходимые высотные отметки не были сделаны. Исправить это можно, или сделав ливневую канализацию, или исправив дорожные профили.
На вопрос, кто будет это делать, Харламов ответил:
– Исполнитель. Управление дорожного хозяйства и благоустройства. Видите, тут ещё и бордюры практически уже сравнялись с дорожным покрытием – надо исправлять.
Ждать, что здесь появится ливнёвка, конечно, не приходится: для «Управления», то есть для города, это слишком дорого. Именно стремление к экономии в ряде случаев становится причиной нарушений и быстро заявляющего о себе брака. Об этом рассказал – уже на материале улицы Декабристов – доцент кафедры строительства и эксплуатации дорог СибАДИ Геннадий Долгих.
– Почему возникают такие ситуации? Потому что для подрядчиков слишком дорого заниматься проектированием. Фактически то, что они делают, часто похоже на «ямочный» ремонт (хотя такого официального понятия и не существует), просто намного более капитальный.
Из-за того, что подрядчик не продумывает свою работу до конца и не делает дополнительные вложения, и происходит «застой вод», образующий лужи и грязь, а также, например, появляются трещины в дорожном покрытии, которыми «богаты» многие омские улицы, даже отремонтированные совсем недавно.
– Надо понимать, – уточнил Долгих, – что трещина сама по себе серьёзным дефектом не является. Но из-за трещин, если их вовремя не заделать, могут появиться другие, намного более серьёзные дефекты.
В частности, при перепадах температур трещины расширяются и углубляются – с соответствующими последствиями для автомобильных шин.
Важно отметить, что часть дорожных работ, проведённых в прошлом году, была признана некачественной, и теперь подрядчику придётся предпринимать дополнительные усилия. Участвовавший в сегодняшней поездке начальник отдела БУ «Управление дорожного хозяйства и благоустройства» Евгений Алесюк, судя по всему, был меньше всех прочих рад необходимости общаться с прессой, но всё же, как мог, демонстрировал оптимизм.
– Нынешняя ситуация омичам ничем не грозит, – заявил Алесюк. – Мы обязаны в соответствии с подписанными договорами в течение 4 лет устранять все выявленные дефекты, и мы всё устраним. Например, «вырубки» в дорожном покрытии на улице Декабристов делались в рамках экспертизы, и это затянулось до декабря, когда мы уже не могли использовать горячий асфальт. В ближайшее время установятся стабильно высокие температуры, и мы всё исправим. Мы не видим глобальных разрушений! И я думаю, что разрушений... – тут Алесюк сделал почти неразличимую паузу, – не будет.
По результатам экспертизы результатов прошлогодних работ нижний слой дорожного покрытия, по словам Алесюка, контролирующие организации приняли практически везде. Верхний слой не приняли на целом ряде улиц – «возникли вопросы» к составу применявшейся строителями асфальтобетонной смеси. Теперь придётся вносить поправки, причём делать это за счёт внебюджетных средств. Управление дорожного хозяйства занимается своей предпринимательской деятельностью, вот доходы от неё и придётся тратить на повышение качества.
Гарантийный срок по дорожным работам составляет 4 года. Те же 4 года или даже 5 лет, как обещает доцент из СибАДИ Долгих, продержится ремонт, одобренный экспертами. Правда, на общую ситуацию с дорогами это мало повлияет. Тот же Алесюк, которого уже не как должностное лицо, а как автовладельца попросили охарактеризовать состояние омских дорог, некоторое время явно подбирал слова поприличнее.
– Ну... оно неудовлетворительное, да, – признал, наконец, специалист из Управления дорожного хозяйства.
Между тем уже в эти дни решается, как именно будут потрачены 640 миллионов рублей, выделенные на масштабные дорожные работы в этом году. Остаётся надеяться, что потратят их с умом и что дополнительный ремонт на тех же улицах не понадобится – пусть даже и гарантийный.
Николай Петров-Сидоров