В концертной организации с руководителем одного из наиболее крупных своих коллективов не согласились.
Накануне в соцсетях главный дирижер Омского симфонического оркестра, где трудятся 100 музыкантов, Дмитрий Васильев выступил с собственным мнением по поводу влияния вопроса реализации билетов на репертуар оркестра, которым он руководит.
«Руководство филармонии настоятельно просит исключить из программы Закрытия сезона Седьмую симфонию Прокофьева и заменить на что-нибудь более популярное. Причина: анализ продаж программ с Прокофьевым за последние годы. Прокофьев продаётся с гораздо меньшим успехом, нежели Моцарт, Чайковский, Рахманинов, не говоря уже о легком жанре», – озабоченно заявил главдир.
Как считает г-н Васильев, формируя афишу, ему приходится преодолевать сопротивление отделов маркетинга, рекламы, продаж, экономического. «Симфонии Прокофьева и Шостаковича удаётся сыграть раз в 3-4 года. Брукнер, Малер, поздний Стравинский, Лютославский, Барток и другие «малоизвестные» композиторы? Забудьте! Как их продавать? Налицо тенденция к исполнению одних и тех же популярных сочинений и увеличению доли легкого жанра в сезоне», – вопрошает г-н Васильев.
Однако заместитель директора областной филармонии по маркетингу Елена Притульчик не согласна с претензией руководителя Омским симфоническим оркестром с 12-летним стажем.
«Концерт-закрытие филармонического сезона, который пройдет 19 мая, мы презентовали как «в стиле jazz». Солистом там выйдет нидерландский скрипач Тим Клипхаус, и программа строилась под него. Естественно, когда Дмитрий Владимирович принес нам свою заявку на исполнение симфонии Прокофьева, мы попросили его сделать замену на другое произведение, более соответствующее заявленной теме», – прокомментировала ситуацию г-жа Притульчик.
По ее мнению, нет ничего страшного в том, что Прокофьев прозвучит в другой раз, например в программах летнего сезона. Суждение главного дирижера о том, что репертуарная политика главной концертной организации региона движется в сторону «облегчения», она не поддерживает.
«Мировая премьера Вайнберга, которую недавно исполнял наш оркестр в Омске и Мариинке, никак не может считаться «облегчением репертуара», – убеждена замдиректора по маркетингу областной филармонии.
«Я поддерживаю мнение Дмитрия Владимировича. Ему как музыканту хотелось бы играть серьезную, глубокую музыку. И это нормально. Но есть еще конъюнктура рынка, за которой надо следить. От этого никуда не деться. Это жизнь. Потом, к сожалению, уходит тот замечательный пласт зрителей, которому была важна эксклюзивная музыка. Но, кстати, наши студенты, убеждена, придут им на смену», – заявила нашему ресурсу Наталья Сухотерина, преподаватель Омского музыкального училища имени Шебалина.
«Похвальны старания филармонии привлечь на концерты оркестра максимум публики. Но если продажу Седьмой (самой известной наряду с Пятой и Первой) симфонии Прокофьева на Закрытии сезона Академического симфонического оркестра филармония считает непосильной задачей, то, может, «пора что-то в консерватории менять»?» – вопрошает Дмитрий Васильев.
Любопытно, что очередной «Пасхальный фестиваль» Валерия Гергиева, который радовал омичей своим репертуаром и исполнением, в этом году посвящен творчеству Прокофьева. Но дальше Екатеринбурга Гергиев и его музыканты не поедут. Понятно, что на Прокофьева в их исполнении проблем с продажей билетов бы не было.
Кстати, Дмитрий Васильев в итоге поменял Прокофьева на предложенные ему в качестве альтернативы «Американца в Париже» Гершвина и Симфонические танцы из «Вестсайдской истории» Бернстайна.
«Почему я не отстоял свою творческую позицию, тем более, что год Прокофьева и т.д. и т.п.? Во-первых, в случае плохих продаж я окажусь виноватым. Мол, ну мы же говорили! Во-вторых, надбавки работникам филармонии, в том числе и артистам оркестра, частично выплачиваются из заработанных средств. Являться причиной (прямой или косвенной) снижения надбавки кому-либо или отсутствия средств для принятия на работу нового музыканта я тем более не хочу», – подвел итоги творческо-экономической дискуссии главный дирижер Омского симфонического оркестра.
Отметим, что обычно очень сдержанный Дмитрий Васильев в данном случае, пожалуй, впервые за 12 лет его работы в филармонии высказался столь неодобрительно о деятельности учреждения, где он служит. Наболело?! Или главный дирижер дает понять, что готов к переменам?!
Андрей Чувашов, директор Омской филармонии (на фото слева), внимательно слушает главного дирижера Омского симфонического оркестра, но выводы сделает собственные
Виталий Маевский
Фото: ИД «ТРИЭС»