Однако согласны с прокуратурой в том, что за гибель их родных должно отвечать руководство автотранспортного предприятия.
Сегодня, 7 апреля, состоялось первое судебное заседание по делу об автокатастрофе на Сыропятском тракте. На скамье подсудимых сидели директор ПАТП-4 Александр Чертоляс и начальник автоколонны Валерий Коченевский. Однако в СМИ не раз звучала мысль о том, что Чертоляс и Коченевский стали жертвами обстоятельств: они вынуждены были утверждать водителям графики с многочисленными сверхурочными из-за дефицита кадров на предприятии. После заседания родственники погибших поделились с корреспондентом БК55 своими соображениями, кого они считают виновными на самом деле.
Потерпевшие полагают, что виновных на самом деле гораздо больше. В их числе – погибший водитель автобуса. Но главную ответственность должны нести всё же Чертоляс и Коченевский.
– Водитель виноват. А, вообще, виновато начальство. Почему они его выпустили на линию, если он работал с четырёх часов утра? Восемь часов отработал – всё, иди домой, отдыхай. Человек в возрасте! Такая жара! Они прекрасно знали, что у него давление. И выпустить на линию? Везти людей тем более?
Впрочем, по поводу вины водителя мнения разделились. Другая потерпевшая вспоминает:
– Быстро он не ездил, хоть там и говорили, что он «гонщик». У него всегда скорость была маленькой. Мне муж всё время говорил, что автобус еле тянется.
Не исключают родственники, что с этим делом не всё чисто. Прозвучала и такая версия:
– Водитель КамАЗа виноват. Коль водитель КамАЗа погиб, почему руководителя не привлекают, который нанимал этого водителя? Он же тоже где-то тут находится, в Омске!
По поводу вины департамента транспорта мнения тоже были двоякими:
– Причём тут департамент транспорта, если этим транспортом распоряжалось автохозяйство? Департамент передал АТП свой транспорт, и он полностью находился в распоряжении АТП.
– Департамент тоже виноват. Порядки кто наводит? Вышестоящая организация. Они виноваты.
Как оказалось, пострадавшим в автокатастрофе и родственникам погибших не выплатили компенсацию:
– Я лично присутствовала при разговоре. Юристы автохозяйства заявляют: «Мы платить не будем, потому что у нас нет денег. Вот он, наш баланс: мы всем должны».
Но никакая компенсация не сможет возместить и ничтожную долю того, что потеряли явившиеся в зал суда потерпевшие, – жизней их близких. Люди не в состоянии пережить своё горе:
– Их больше нет, и мы теперь тоже не живём, а существуем...
Трагедия произошла 24 июня 2015 года. Отработав более 12 часов на одном из городских маршрутов, 55-летний водитель предприятия повёз с работы сотрудников ОАО «Сибирская птицефабрика». От духоты и переутомления водитель потерял сознание. Оставшийся без управления автобус вынесло на встречную полосу. Там он столкнулся с КамАЗом с полуприцепом, гружённым кирпичом. В аварии погибло 16 человек, включая обоих водителей. Ещё 11 пассажиров получили травмы. Следователи предположили, что непосредственной причиной аварии стало переутомление водителя. За полгода он отработал сверхурочно в 10 раз больше предельно допустимых норм.
Яна Турнова