Автор памятника детям блокадного Ленинграда, воинского пантеона на Старо-Северном кладбище и бюста Сергея Манякина скульптор Сергей Голованцев утверждает, что с него требовали «двадцать процентов от авторских гонораров».
У вчерашнего выступления известного омского скульптора Сергея Голованцева перед депутатами Горсовета с предложением поставить к 300-летию города памятник Петру I у Заксобрания оказалась длинная предыстория.
Как рассказал на прошлой неделе сам ваятель газете «Ваш ОРЕОЛ», его проект был одобрен мэром Вячеславом Двораковским еще в 2012 году. Конная статуя Петра I оценивалась в 18 миллионов рублей (предварительно одобренная на данный момент скульптурная композиция москвича Салавата Щербакова с тем же Петром I на коне в центре, окруженным фигурами Ивана Бухгольца, Матвея Гагарина, Ивана Шпрингера и безымянного казака, оценивается в 45 миллионов; на ее создание пока собрана лишь 401 тысяча рублей пожертвований).
– Деньги на мои скульптуры не были заложены в бюджете, и, чтобы найти средства, был создан благотворительный фонд «Магия добра», – рассказал Голованцев газете. – Возглавил его некто Александр Левченко, а познакомил нас директор департамента культуры Владимир Шалак. Надо отдать Левченко должное – привлекать инвестиции он умеет. На бюст Манякину деньги нашлись довольно быстро. Я приступил к работе. А через несколько дней ко мне подошёл Левченко и в ультимативной форме заявил, что после реализации проектов я должен буду заплатить двадцать процентов от своих авторских гонораров: десять лично для него и десять для Шалака. Я отказался. С этого момента эти господа стали методично работать над тем, чтобы отстранить меня.
В частности, по словам скульптора, из-за проволочек мэрии с подачей документов, едва не сорвалось открытие памятника детям-блокадникам его же работы. Были большие проблемы и с пантеоном на Старо-Северном кладбище.
– Воинский пантеон по моей задумке должна была отливать мастерская Ивана Дубровина в Екатеринбурге, – поведал изданию Голованцев. – Левченко попросил у меня телефон Ивана и пригласил его приехать в Омск – познакомиться. Как рассказал мне Иван, директор фонда попросил его привезти с собой двести тысяч рублей.
– С Левченко мы встречались в кабинете у Шалака, там даже стол был накрыт, – цитирует «Ваш ОРЕОЛ» воспоминания уже Дубровина, который, оказывается, записал ту встречу на диктофон. – Чиновник непрозрачно намекал, что Голованцева нужно отодвинуть от проекта. Мол, у тебя же наверняка свои скульпторы есть. Потом Левченко попросил оставить в кабинете сотовый и пригласил прогуляться. На улице спросил меня, привёз ли я двести тысяч. Я ответил, что нет и вообще не понимаю, зачем они нужны – я работаю по договору и утверждённой смете. А он мне: «А ты в карты, в очко, играешь? Вот и приплюсовывай к смете 21 процент. Эти деньги необходимы, чтобы начать работу. А потом увеличишь смету, они к тебе вернутся».
После отказа екатеринбургского мастера работа над пантеоном застопорилась – будто бы из-за того, что ранее согласованный проект разонравился мэру. А тем временем Голованцев обнаружил, что в мастерской уже изготавливали фигуры, но не для его версии монумента:
«Показали проект: те же две стелы с фамилиями павших, как у меня, только вместо фигуры солдата – мать. Подозреваю, что этот проект за копейки изготовили другие скульпторы, а по документам вознаграждение наверняка составило приличную сумму».
Голованцев рассказал, что пригрозил тогда чиновникам судом, в итоге фонд «Магия добра» отстранили от работы, а пантеон в результате строили за счёт пожертвования известного строителя Сергея Оркиша.
Как пишет издание, скульптор сообщил Шалаку о требованиях отката со стороны Левченко – чиновник возмущался, заверял в своей непричастности к мутным схемам. Когда корреспондент «ВО» лично позвонил главе депкультуры, тот заявил, что выставит Голованцеву иск за моральный ущерб:
– С Голованцевым я работал много лет, и вот он меня так отблагодарил! Если у них были какие-то личные недоразумения с Левченко, зачем меня грязью поливать?! Я совесть на медные пятаки не меняю! Эти обвинения Голованцева – просто способ давления. Мол, испугаются и отдадут мне все работы. А не может один человек делать все скульптуры в городе, это неправильно!
Александр Левченко, между тем, продолжает руководить фондом, который зарегистрирован по тому же адресу – Чокана Валиханова, 3 – что и департамент культуры. Глава которого, впрочем, отрицает связь с ним: «Какое отношение имеет департамент культуры к общественной организации?».
Голованцев, по его словам, уже встречался после этого и с мэром Двораковским, дал послушать диктофонную запись рассказа Дубровина и сам выслушал заверения, что памятник будет. Но потом узнал из газет, что вовсе не его.
Ваятель уже писал письмо Президенту РФ Владимиру Путину, которое, впрочем, уже перенаправили в областное правительство, а оттуда – в мэрию, чиновники которой, как пишет газета, пригрозили Голованцеву обращением в правоохранительные органы и уголовной ответственностью за клевету.
В разговоре с БК55 Голованцев не исключил, что памятник основателям Омска, который лоббируют городские чиновники, уже может быть на самом деле готов, и сбор народных денег для него – не более чем ширма. Средства на монумент, по его предположению, могут в последний момент «вдруг» найтись (например, из какого-нибудь околобюджетного фонда или от крупного спонсора типа «Газпрома»).
В рубрике «Прогнозы и версии» мы предлагаем собственный вариант объяснения событий, однозначное толкование которых известно лишь узкому кругу посвященных лиц. Это лишь редакционная версия, не исключающая, возможно, прямо противоположных объяснений событий.