Судья Полищук поинтересовался, на каком основании мэрия решила «добрать еще» с владельца «Чародейки», ведь по закону Депимущества не может вмешиваться в процедуру установления цены.
В ходе сегодняшнего заседания по делу экс-вице-губернатора Юрия Гамбурга вновь заговорили о продаже ателье «Чародейка» на улице Красный Путь. Вызванный в суд в качестве свидетеля первый замдиректора департамента имущественных отношений Валерий Поморгайло рассказал, каким образом продавались объекты в мэрии.
По его словам, продажа помещений, как правило, осуществлялась на основании торгов, однако в случае с «Чародейкой» сделка прошла адресно без конкурсных процедур. В связи с этим мэрия решила перепроверить стоимость объекта даже по прошествии трех лет после продажи.
Судью Алексея Полищука больше всего интересовал вопрос, на каком основании мэрия взялась за новую оценку, ведь по закону оценка проводится одна и администрация не может спорить с заключением экспертов во избежание влияния на конечную стоимость объекта, а также не имеет право вмешиваться в эту процедуру.
– Если оценка была сделана и администрация с ней согласилась, то зачем в 2007 году («Чародейка» была продана в 2004 году – Прим. ред.) мэрия начинает в нее вмешиваться? – спросил судья.
– Здесь была адресная продажа и администрация решила провести еще одну оценку, – коротко пояснил Поморгайло.
– Почему муниципалитет спустя три года после продажи решил вдруг добрать еще? – не унимался Полищук.
– Муниципалитет не вмешивался. Просто заказывалась новая оценка. Если она превышала первоначальную, то предлагалось доплатить. Мы прошлую оценку не оспаривали. Но, исходя из моей практики длительной работы, государство настолько намудрило с механизмом оценки рыночной стоимости, что я не знаю, больше пользы от этого или вреда. Потому что сейчас непонятно, как оценивать и как быть, если стоимость отличается. Как поступать чиновнику в этой ситуации, совершенно непонятно, – обескураженно заявил чиновник.
– С ваших слов мне тоже непонятно, – участливо сказал судья. – Если собственник все зарегистрировал, правовых оснований для пересмотра цены нет, на каком основании одна из сторон через несколько лет предлагает поменять условия продажи? Насколько правомерно в рамках гражданского законодательства подобная доплата? – напирал Полищук.
– Нарушений закона я здесь не вижу. Полномочия мэрии – действовать в интересах муниципалитета.
– Значит любая сделка по прошествии нескольких лет может быть пересмотрена по вашей инициативе в интересах мэрии?
– Путем подписания дополнительного соглашения да. Но я не могу оценивать эту ситуацию, так как решение по переоценкам, насколько я знаю, совершалось мэром, – ответил Поморгайло.
Напомним, что здание ателье «Чародейка» было продано за 2,4 миллиона в 2004 году при мэре Евгении Белове. Сделка прошла без проведения торгов. Однако в 2007 году, когда мэром города стал Виктор Шрейдер, хозяйку «Чародейки» Петрякову обязали выплатить дополнительную сумму в размере 900 тысяч рублей.
Юрий Гамбург, долго наблюдавший со стороны за допросом, решил заступиться за коллегу и прояснить ситуацию, произошедшую с «Чародейкой».
– Муниципалитет точно не нарушал никакого права. Виктор Филиппович [Шрейдер] работал долгие годы в городе. Он очень хорошо знал его, был главой, работал первым замом губернатора. Он все знал, – заявил Гамбург.
В те годы, по словам обвиняемого, «ушли из казны» 205 самых лучших объектов и комиссия, которая не имела никакого статуса, но куда входили представители контрольно-надзорных ведомств, решила отдать объекты мэру на отчуждение адресно. Бизнесмены, заявившие о своем желании приобрести помещения, после переоценки стали массово обращаться в суд. В конечном итоге с предпринимателями были заключены мировые соглашения, а деталями сделок заинтересовался Следственный комитет.
Алия Балтабекова