«А что мне за это будет?». Именно этим вопросом задался омич Эдуард Белоусов, автор нашумевшего видеоклипа «Омск. «Дороги» (Мой взгляд)», когда однажды утром проснулся знаменитым… Известный в Омске видеооператор, чьи работы отличаются тем, что «всегда понятны без слов», – в разговоре с «БК» впервые рассказал о том, что осталось за кадром.

СТОП. СНЯТО…

В этом видеоролике нет ни одного постановочного кадра. Каждая яма пережита лично. Я просто в очередной раз ехал на работу. В очередной раз влетел в яму. Но на этот раз не выдержал, взял камеру и начал снимать. Ничего специально не искал. Все кадры сделаны в один день в перерывах между рабочими съемками.

Говорят, там ребенок сыграл хорошо. Ребенок попался на глаза случайно. Выцепил его, потому что под рукой оказался объектив с большим зумом. Старался, чтобы мальчик меня не заметил. Долго наблюдал за ним, ждал, когда он решится перейти дорогу. Тот решался минуты две…

«Надо было снять больше районов города», – пишут мне в комментариях. Но я не задавался целью сделать репортаж, да и ямы везде одинаковые. Была задача – оставить впечатление от просмотра. Передать настроение, которое я испытываю каждый день, садясь за руль. Это мой взгляд, который просто совпал со взглядом тысяч омичей.

Девочка действительно крестилась? Это про кадр, где со спины снята девочка с рюкзаком в виде мишки – она как будто крестится. Честно? Не знаю. Я просто снимал момент. Снимал его на большом зуме. Был сосредоточен на рюкзачке – символе чего-то нежного и по-детски чистого на фоне грязных колес. Следил за выдержкой, диафрагмой, регулировал тысячу параметров в секунду. Я не видел, что ребенок делал в этот момент. Забавно, что именно этот кадр оказался одним из ключевых.

Стелу Омска в конце видеоклипа сравнивают с надгробием. Я не ­люблю тему смерти, потому что люблю чувства, счастье, любовь – я работаю на свадьбах! Но даже у меня промелькнула ассоциация со старым, проржавевшим надгробием. Издалека стела выглядит относительно нормально. Но когда я подошел и задрал камеру, пришел в ужас. А ведь это символ города. И каждый, кто приезжает к нам, видит ЭТО. Но у меня же в квартире входная дверь чистая и красивая… Что с нашим городом не так?

Кадр с автомобилем, упавшим с домкрата, был снят по ул. Кирова. За рулем сидела обреченная женщина, мимо которой проезжали сотни машин. Никто не останавливался, чтобы помочь. Я предложил помощь, получив взамен разрешение снять ситуацию на камеру. Поменял колесо, а позже, уже по дороге домой, сам влетел в очередную яму, где потерял брызговик.

КАМЕРА...

Снять красиво про омские дороги меня давно просили друзья, коллеги по работе и мой брат. Говорили, что у меня вроде как неплохо получается делать такие вещи. Вот я и снял. Но то, что это вызовет такой резонанс, я и предположить не мог.

Проснулся знаменитым, но мне это совсем не нужно. Я не публичный человек, не стремлюсь к славе. За все время своей работы – это уже более 15 лет – ни разу никому не давал визитки, потому что у меня и так съемки расписаны на 6-8 месяцев вперед. Дополнительный пиар мне не нужен.

Я никогда не подписываю свои работы, их всегда узнают «по почерку». Видео про дороги – единственное подписанное. Сделал это исключительно по просьбе брата.

Я человек семейный. Люблю приходить домой, пить чай, играть с детьми. Моя единственная цель – спокойствие семьи. Поэтому когда ролик начал шуметь, я первым делом позвонил своему хорошему знакомому – он работает в прокуратуре – и спросил: «Что мне за это будет?». Тот успокоил – «Все нормально, я сам поставил лайк». Но мне-то уже нарассказывали страшилок про Навального… Не знаю, кто это такой, не слежу за политикой. Но мне меньше всего хотелось бы такой славы...

МОТОР…

Когда-то я мечтал стать музыкантом. В школе писал музыку, у меня были настоящие композиции. Играл на гитаре и фортепиано. Учил других. Но музыку пришлось забросить. У отца случился инфаркт, мама заболела сахарным диабетом, и в семье просто прекратили появляться деньги. Помню, в 9 классе нужно было идти на выпускной, а мне просто нечего было надеть. Тогда я и понял, что нужно крутиться и зарабатывать самому. Родители больше ничего купить не смогут…

Свои первые деньги заработал, собирая компьютеры. На тот момент это делали всего несколько человек в городе. Позже. благодаря этому увлечению, я и попал в видеоиндустрию. В нашем доме жил человек – он работал свадебным оператором – я ему помогал собирать и настраивать компьютер. И единственный раз попросил у него: «Анатолий Николаевич, вот у меня есть камера. Дайте мне хоть один заказ». И он дал мне один заказ. После которого я получил еще два. Потом еще… С тех пор видеоиндустрия меня больше не отпускала.

Сегодня люди переносят дни свадьбы, чтобы получить меня к себе видеооператором. А синтезатор стоит, накрытый белой тряпкой. Сын иногда бьет по клавишам, а сам продолжаю мечтать стать музыкантом…

Я один из первых в Омске начал снимать на цифровую видеокамеру. Когда другие снимали на кассетные VHS, я уже работал на хорошей аппаратуре, делал монтаж и отдавал клиентам необычный материал на дисках. Меня поэтому сразу заметили, и я смог быстро раскрутиться.

Появлению у меня цифровой камеры предшествовали трагические события в семье моего брата, ­после чего он ушел в депрессию на много лет. К этому моменту у нас было куплено оборудование для фотостудии, где мы начинали работать. После случи­вшегося брат уже не мог этим заниматься, поэтому предложил мне взять камеру и начать зарабатывать деньги…

Мой брат дал мне очень многое в жизни. Помогал мне в самых тяжелых жизненных ситуациях, заставлял двигаться вперед и идти к намеченной цели. Помню, как он распечатывал для меня толстенные книги со сложнейшими программами. И в конце каждой главы писал красной ручкой: «Кто хочет – ищет возможности, кто не хочет – ищет причины». Когда я видел эти надписи, я говорил себе – ХОЧУ! И читал дальше, изучал, разбирался... Чтобы сегодня стать тем, кем я стал. Я на самом деле бесконечно благодарен этому человеку.

ПОЕХАЛИ…

Сегодня вся моя жизнь строится вокруг моих детей. Они для меня – все! Помню, как акушерка, принимающая роды у моей жены, сказала ей: «Пожила 25 лет для себя, а теперь пора жить для детей. Тужься!». Эта фраза почему-то очень глубоко врезалась в мое сознание: в тот момент я действительно понял, что нужно жить именно для детей. Меня это буквально окрылило.

Работа не позволяет мне постоянно быть с семьей. Нередко наступают моменты, когда я просто не могу думать о съемках: все мысли только о детях. Когда я слушаю голос дочери по телефону, у меня наворачиваются слезы. Просматриваю по сто раз семейные фото, но домой хочется еще сильнее. В такие моменты приходится ломать себя и убеждать, что я работаю ради них. Я должен дать им достойные воспитание и образование.

Начитался умных книжек, по­этому у нас в семье запрещено повышать голос на детей. А если они ­что-то спрашивают, нужно давать полный и развернутый ответ. Правда, детские вопросы часто ставят меня в тупик, я начинаю чувствовать себя не очень умным человеком. Вот вы сами как ответите на вопрос: «Какого цвета зеленый цвет?» или «Из чего делается икота?».

У меня нет прайса на выписку из роддома. Всегда это делаю бесплатно для тех, у кого работал на свадьбе. Это ж такое удовольствие быть свидетелем незабываемых моментов, когда отцу показывают его ребенка…

Ирина Леонова

«Бизнес курс» №11 от 30.03.2016г.