Десяток российских дипломатов, которые на деле являются агентами спецслужб, находятся сейчас на территории Швеции, о чем писала ежедневная газета DN (Dagens Nyheter). Задача агентов, по информации СЭПО, – манипулировать общественным мнением и вносить раздор, чтобы повлиять на демократические решения в Швеции. Об этом было заявлено в ходе большой пресс-конференции 17 марта.
Впервые шведские власти открыто указали на Россию, но это не стало неожиданностью или разоблачением, говорит эксперт Йоран Фриск.
– Все именно так, как говорит СЭПО. В точку, но это и не новость. Мы постоянно сообщали об этом правительству, так что пусть не притворяются, что не знали, – комментирует Йоран Фриск, который в восьмидесятых годах командовал шведскими противолодочными силами.
– Почему, по-вашему, информацию обнародовали сейчас?
– Народ Швеции должен знать об угрозе. У нас полно идиотов, которые утверждают, что мы преувеличиваем, когда речь идет о нарушении шведского воздушного пространства иностранными самолетами. Говорят, что это США, Буркина-Фасо или кто-то еще.
И Фриск и СЭПО описывают действия России как более чем реальную угрозу. Россия ведет пропаганду разными способами, в том числе через спецслужбы, а также через СМИ, такие как RT и Sputnik, входящие в созданный президентом Владимиром Путиным медиаконцерн.
– Агентов то засылают, то отзывают, и за этим стоит военная разведка ГРУ, – уточняет Йоран Фриск. – Для России информационные потоки – это оружие в войне, чтобы разобщить нас. Кроме того, Россия использует ядерное оружие как инструмент шантажа.
– Ядерное оружие?
– Да, они могут применить торпеды по сигналу с моря или с воздуха. Мы уже видели такие случаи, и здесь ничего не изменилось.
В ходе пресс-конференции СЭПО упомянула еще об одной угрозе – бойцах ИГИЛ, которые начинают возвращаться домой. Йоран Фриск рад, что «не пришлось иметь с ними дела. Это, скорее, проблема сухопутных крыс».
– Насколько велика нынешняя угроза со стороны России?
– Они агрессивны. Россия еще не так сильна, как во времена холодной войны. Но, с учетом сказанного, существует множество способов устроить чертову неразбериху – угрожать ядерным оружием, распространять ложную информацию.
Несмотря на то, что Гётеборг находится на противоположном берегу моря по отношению к России, ему угрожает наибольшая опасность среди всех шведских регионов, считает Йоран Фриск.
– Гётеборг им очень интересен, потому что там есть четкие знаки при входе в гавань. Закрыв вход, можно заблокировать весь наш торговый порт. Если его заминируют, у нас будут большие проблемы.
– Каковы могут быть последствия?
– Если будет закрыт доступ к торговле, и мы перестанем получать картофель и сырье, наши запасы подойдут к концу через неделю или максимум десять дней. Никто не обрадуется. У нас нет запасов нефти, и станет невозможно использовать автомобили. У нас будут большие, большие неприятности.
Йоран Фриск не на шутку обеспокоен низкой боеготовностью шведской армии в случае, если ситуация усугубится.
– Сначала разоружались социалисты, теперь коалиция. Это даже не вопрос, это факт, – говорит Йоран Фриск. – Но хочу сказать одну вещь: заново вооружаться – это настоящий ад. Нужно время, чтобы обучить людей и навести порядок. За пару дней это не делается.
Монир Лоудий