Они обычные российские школьники-подростки – толкаются, пересмеиваются и вглядываются в экраны смартфонов, тревожно посматривая на облаченных в военную форму ветеранов, которые собрались неподалеку, на подиуме, чтобы судить их выступление. Затем по команде сержанта-инструктора – своего одноклассника – они равняются, рассчитываются по порядку номеров и энергично маршируют стройными рядами, распевая советские строевые песни.
Соревнования по строевой подготовке, проводившиеся в армейском стиле, в советские времена были постоянной частью государственной учебной программы, теперь они возвращаются в российские школы, как, например, в эту московскую школу номер 1465. В прошлом месяце школа впервые провела соревнования, в ходе которых около 10 отрядов школьников, одетых в формы военного образца, поборолись за призы, с улыбкой вручавшиеся ветеранами войны.
Выглядело все это добродушно, однако это соревнование – часть неоднозначной попытки вернуть в российские школы строевую подготовку, которая была обязательной при советской власти. Эту меру горячо поддерживает Русская православная церковь, после десятилетий упадка возвращающаяся на заметную, центральную роль в жизни России.
Пока это возрождение укрепляет позиции по всей стране, его сторонники – такие как директор данной школы Артур Луцишин – утверждают, что российскому обществу нужно залечить трещину в отношениях с армией, появившуюся после распада Советского Союза. Он настаивает, что цель – не подготовка детей к войне, а воспитание здоровой связи между россиянами и российской армией, а также восстановление былого престижа военной карьеры.
«Мы пытаемся сделать этих детей не солдатами, а просто хорошими гражданами, которые любят свою страну, – говорит Луцишин. – За последние лет 15 мы постепенно вернулись к пониманию того, что живем в великой стране. Не стране, проигравшей холодную войну, а в государстве, равном другим. И хорошо, что наше государство обращает больше внимания на патриотическое воспитание».
«Есть старый шуточный вопрос, почему солдаты ходят строем. Ответ такой: потому что никому нельзя выходить из строя, – рассказал корреспонденту CSM независимый военный эксперт Александр Гольц. – Смысл шутки в том, что такого рода единство навязывается целой стране и получается, что все несогласные автоматически становятся врагами. Подразумевается также, что у нас обязательно должны быть внешние враги, постоянно, чтобы все это оправдать. Поэтому мы шаг за шагом, неизменно маршируя в ногу, возвращаемся в осажденную крепость».
Фред Уэйр