Давно не приходилось сталкиваться с попытками такого психологического прессинга, как после написания материалов на две указанные в заголовке, как оказалось, «священные» темы.
Проблемы по линии «связи с общественностью» выявились на заводе имени Баранова. После того как на сайте БК55 прошло несколько заметок о готовящейся отставке директора завода Игоря Бесхмельницына, ко мне (Наталья Николаева – это мой псевдоним) сначала стали обращаться посредники, мол, назовите ваш источник информации, а потом были взломаны мои аккаунты в соцсетях и электронной почте. Причем хакеры сразу же беззастенчиво написали сообщение моему мужу, мол, все проблемы прекратятся, если вы назовете, «кто сливает информацию про завод Баранова». Разумеется, по данному факту мы написали заявление в соответствующие органы. Надеюсь, теперь уже экс-директора (информация о готовящейся отставке оказалась верной) и руководителя его службы безопасности скоро пригласят туда для беседы. Но это еще были цветочки.
Совсем тяжелый случай оказался у министерства здравоохранения Омской области и лично у его руководителя Андрея Стороженко. То, что Андрей Евгеньевич крайне болезненно реагирует на любую негативную информацию о своем ведомстве, стало понятно уже давно. Красноречивым фактом является хотя бы появление на сайте БК55 «специализированного» тролля под ником «Дохтор» (и под многими другими).
Очередное обострение у чиновников от медицины началось после публикации в журнале «Бизнес-курс» статьи «Стороженко отдает реабилитацию онкобольных Фридману», которую министр в «ответном» интервью на «Первом городском телеканале» и принадлежащем тем же владельцам сайте «СуперОмск», так любимом областными чиновниками, тут же назвал «заказным материалом». Думаю, все журналисты уже привыкли, что к любой заметке, негативной для ее героев, эти самые герои тут же приклеивают ярлык «заказная», мол, какой смысл обращать внимание на опусы продажных писак? Господа чиновники, давайте определимся с терминами: «заказная» – это кем-то проплаченная редакции или журналисту лично статья. Так? И кто же мог оплатить статью на разворот в лучшем омском деловом журнале? На последнюю зарплату фактически выгнанный из онкодиспансера специалист, об уникальности методики которого, кстати, в разговоре с корреспондентом «БК» долго и эмоционально рассказывал «заслуженный изобретатель России» академик Валерий Педдер? Ах да, «группировка агрегатного завода». Сказка про то, что БК55 и «Бизнес-курс» якобы подконтрольны бизнесмену Сергею Мореву (который, думается, на самом деле любит эти СМИ примерно в той же степени, что и г-н Стороженко), – это классический образчик тупой пропаганды. Причем этот зловонный примитивный агитпроп, на мой взгляд, рассчитан даже не на некое абстрактное «быдло», которого, уверена, нет среди читателей «БК» и БК55 (за аудиторию «СуперОмска», лишенную уже несколько месяцев возможности оставлять комментарии, говорить не буду), а исключительно на ЕГО ВЕЛИЧЕСТВО ЗАКАЗЧИКА, которому нужно обосновать предъявление очередного счета. Так вот, о «заказных» статьях. Андрей Евгеньевич, ответьте честно хотя бы самому себе: не проплачены ли случайно ваши «ответные» материалы на ресурсах, принадлежащих небезызвестным местным политтехнологам с сомнительной (хотя, впрочем, какие тут могут быть сомнения?) репутацией, в последнее время активно увлекающимся «ОПЛОТскими» утехами? Так чья же статья «заказная»?
Кстати, Андрей Евгеньевич, дам вам бесплатный совет. Письмо от несчастных больных раком людей (дай бог им здоровья!), которым подсовывали нашу статью с пожеланиями авторам статьи заболеть этим смертельным недугом, можно было отправить в редакцию «Бизнес-курса», а не неуклюже изворачиваться, мол, ответ на статью в «БК» пришел в... «СуперОмск». Господа специалисты по «черному пиару», вы что, не видите, что это сшито нитками уже даже и не знаю, какого цвета? Ах да, забыла, не это для вас важно… Мы же умеем держать удар и ВСЕГДА в обязательном порядке предоставляем «второй стороне» возможность высказаться. Именно поэтому главный редактор БК55 принял решение опубликовать на нашем сайте вашу, Андрей Евгеньевич, позицию по данному вопросу, которую вы обосновали в интервью понятно какому сайту.
Кстати, на мои предложения дать интервью по этому поводу «Бизнес-курсу» вы ответили отказом, мол, я поздно к вам обратилась, нужно было сделать это до того, как я поговорила с разными «танкистами» и другими товарищами. Но при этом в ваших статьях звучит рефреном: журналисты «БК» боятся встретиться лично с онкобольными и т. д. Так кто на самом деле боится? Извините за жесткость, но лично мне это напомнило ситуацию, когда солдаты известно какой армии, двигаясь в сторону неприятеля, ставили перед собой беззащитных женщин, детей… Я не сомневаюсь, что вышеупомянутое письмо люди подписывали добровольно и искренне (у нас и не такие письма подписывали), но также я уверена и в том, что их, увы, использовали.
Заметьте, Андрей Евгеньевич, в своей реплике я не касаюсь содержания спорной публикации и совсем не настаиваю на том, что мы с коллегой стопроцентно безошибочно разобрались в ситуации. Но хочу подчеркнуть, что вы, судя по всему, так задевший вас материал читали крайне невнимательно. Или вам его кто-то избирательно пересказал? В статье не было никакой негативной оценки помощи, которую онкобольные получают в «Оазисе». Процитирую хотя бы говорящий подзаголовок из нашей статьи: «Нужно не вместо, а вместе». Смысл ее был не в том, чтобы реабилитацию в санатории, принадлежащем уважаемому предпринимателю Геннадию Шмерельевичу Фридману, нужно закрывать, а в том, что, возможно, нужно еще раз подумать над способами сохранения отделения ранней реабилитации в онкодиспансере, финансирование которого обходилось в несоизмеримо меньшую сумму и которое оказывало помощь и тем категориям больных, которым не могут помочь в «Оазисе».
К слову сказать, лично у меня к г-ну Фридману нет никаких претензий. На мой взгляд, это один из лучших омских предпринимателей. Из всех частных лечебных заведений лично я и члены моей семьи, если приходится, выбираем именно «Евромед». Я надеюсь, что ему не приходится платить «откаты» корыстным чиновникам за помощь, которую оказывают его медучреждениям в рамках частно-государственного партнерства (по неофициальным данным, с учетом компенсаций из разного вида фондов она может достигать миллиарда рублей в год). И вам, Андрей Евгеньевич, и вашим сотрудникам не помешало бы взять у г-на Фридмана хотя бы пару уроков по предмету «связи с общественностью». У Геннадия Шмерельевича нет пресс-секретарей, подконтрольных СМИ, он не платит черным политтехнологам и разным «Дохторам». Он всегда на самые острые темы любезно общается с журналистами лично, никогда не позволяет себе никаким образом давить на СМИ, не пугает снятием рекламы и т. д., в общем, в этом смысле ведет себя профессионально, достойно и по-мужски.
Андрей Евгеньевич, то, что вы борец по натуре, думаю, понятно уже многим. Но вот с теми ли вы боретесь? Николаевы, Ледянские, Потопальские и даже Кузнецовы – не враги омским медикам. Возможно, это вас разочарует, но это и есть представители общественности, с которой нужно разговаривать, а не навешивать ярлыки и судиться (особый позор, на мой взгляд, когда сотрудник подконтрольного вам ведомства, которого подозревают в коррупции, позволяет себе подавать в суд, основываясь на тексте жалобы на него в Генпрокуратуру!).
Хотелось бы надеяться, что на проблему неумения общаться со СМИ и использования «черных политтехнологий» членами его правительства обратил бы внимание и губернатор. Хотя очевидно, что у него и без того забот, как говорится, «выше крыши». Но с другой стороны, вник же он лично в проблематику рыбок, плавающих в аквариумах на Красном Пути, 1?
«Бизнес курс» №7 от 02.03.2016 г.