Откуда деньги? Такой вопрос депутату Госдумы Олегу Денисенко, баллотировавшемуся на пост губернатора Омской области, задал в одной из своих недавних публикаций на сайте БК55 Сергей Мизя. «Этот политик не дает омичам забыть о себе, – пишет автор, – на рекламу самого себя тратит огромные деньги, происхождение которых обществу неизвестно. Ему уже задавали вопрос – откуда, собственно, деньги? Денисенко заявил: мол, друзья помогают». Можно ли доверять политикам, которые уходят от прямых вопросов избирателей уже на этапе выборов? И насколько корректно скрывать источники и масштабы финансирования предвыборных кампаний?

Александр Малькевич,
гендиректор ГТРК «Омск»:
– Это вопрос, по сути, риторический. Кстати, я был одним­ из первых, кто на конференции «Единой России» поднял проблему, скажем так, обилия разнообразных и не всегда симпатичных лиц на рекламных щитах Омска. Причем задолго до официального начала избирательной кампании. Между прочим, как специалист я вижу, что, несмотря на такую массированную рекламу, деньги, по сути, всего лишь осваиваются. И даже вызывают обратный эффект: ведь эти товарищи не Ален Делоны и Бреды Питты! Похоже ли это на коррупцию? Наверное, это все же слишком громкое заявление. Но вопрос, безусловно, возникает: чего именно хотят бизнесмены, которые помогают Денисенко и КПРФ, и какие услуги получают взамен своим пожертвованиям?

Александр Кравец,
первый секретарь Омского обкома КПРФ:
– Как говорится, не имей сто рублей, а имей сто друзей­. А если еще у этих друзей есть сто рублей... Я не согласен с Сергеем Мизей и не вижу здесь никакой проблемы. Коррупция – это понятие юридическое, а в данной ситуации нет нарушения закона. То, что политика поддерживают друзья и знакомые, – это абсолютно нормальное положение дел. Да и честно сказать, коррупционные возможности у депутата очень невелики.

Игорь Антропенко,
депутат Горсовета:
– Я считаю, что политика нужно оценивать по поступкам, законодательным инициативам и подобным вещам. С этой точки зрения, я мало что знаю про депутата Денисенко. А вот как простой житель Омска ощущаю перегруженность рекламного пространства этим господином. Постоянно вижу это лицо на улицах Омска, и это создает определенный дискомфорт. Выходишь на улицу, а там этот человек в очках! Есть здесь признаки кор­рупции? На мой взгляд, корректнее говорить о потенциальных нарушениях порядка декларирования, если потрачено средств больше, чем заработано.

Евгений Дубовский,
депутат фракции «Справедливая Россия».
– Думаю, этот вопрос следует задать Денисенко лично. А так, высказывание Сергея Мизи довольно безосновательно. Откуда мы знаем, кого он подразумевает под словом «друзья»? Может быть, это и есть люди из его партии. К тому же мы не можем заглянуть Денисенко в карман. Больше ничего сказать по этому вопросу не могу.

Александр Цимбалист,
председатель Омского горсовета 3-го созыва:
– В одном Сергей Мизя прав, что поднимает вопрос, ­который на языке у всех ­социально активных граждан России. На сегодняшний день в России человек, который хочет избраться в законодательные и представительные органы власти, практически не имеет возможности оставаться при этом честным, порядочным человеком, ориентированным на решение проблем своих избирателей. Законодательство и его реализация на практике выстроены таким образом, что кандидат уже на этапе участия в выборах вынужден стать КОРРУПЦИОНЕРОМ. До тех пор, пока СОЦИАЛЬНАЯ ПРИГОДНОСТЬ кандидатов будет ИЗМЕРЯТЬСЯ объемом их финансовых возможностей, подавляющему большинству россиян не стоит питать иллюзий на предмет решения их проблем. Патриотам и тем, кто хотел и хочет реально служить интересам России и своего народа, дорога в представительные органы власти надежно закрыта денежными и административными барьерами.

Владимир Пушкарев,
директор ЗАО «Нива»:
– Я принимаю сторону ­Мизи, он безусловно молодец, что нашел в себе силы и смелость во всеуслышание заявить о том, о чем другие почему-то молчат. Уверен, что его статья в определенных кругах серьезно обсуждается. Я вообще считаю, что предвыборные кампании должны проходить при мизерных затратах. Никаких больших финансовых влияний на рекламу не нужно. Есть ведь возможность встретиться с потенциальными избирателями вживую, рассказать о себе. Мне кажется, что те кандидаты, у которых за душой ничего нет, ничего и не могут, кроме того, чтобы красоваться на баннерах. А скрывать источники финансирования считаю некорректным: все должно быть на виду.

Александр Артемов,
секретарь Омского регионального отделения партии «Единая Россия»:
– Конечно, я помню беспрецедентную кампанию ­Денисенко, с одной стороны, заглядывать в чужой карман – не есть хороший тон, но не лучше бы деньги, затраченные на пиар-кампанию, потратить на спортинвентарь для школ? Один билборд обходится в сумму от 30-40 тысяч рублей, а еще видеореклама, реклама в маршрутных автобусах. На эти деньги можно было бы обеспечить лыжами хорошего качества половину омских школ. А избиратель пусть потом сам решает, кто ему ­интересней: кандидат, который вбухал все деньги в пиар-компанию, или тот, кто вложил средства в благие дела.

Сергей Старовойтов,
политконсультант:
– Вопрос, который ­Сергей ­Мизя задает Олегу ­Денисенко, можно отнести к разряду риторических. То есть это вопрос ради вопроса. Я бы расценивал его, прежде всего, как желание Мизи обратить на себя внимание и оказать услугу губернатору, нападая на его политических оппонентов. В России достаточно правоохранительных структур, которые и без открытых писем обеспокоенных избирателей понимают, что и где надо контролировать. И вообще всю эту историю господа офицеры Мизя и Денисенко превратили во взаимный обмен доносами. Смотреть на это грустно, читать невозможно.

«Бизнес курс» №7 от 02.03.2016 г.