Член Экспертного совета муниципального департамента транспорта Валентин Кузнецов поделился с БК55 своими предложениями по организации пассажирских перевозок в Омске.
Как перевозчики, работающие на маршрутах г. Омска, так и департамент транспорта г. Омска не исполнили положения статьи 39 закона от 13.07.2015г №220 за 6 месяцев его действия, предназначенных для подготовки к утверждению реестра маршрутов, определения количества и типов транспортных средств, проведение конкурсов и других мероприятий.
Перевозчики не организовали простые товарищества и не подали своевременно заявления в департамент транспорта о маршрутах, на которых осуществляют свою деятельность, в соответствии с заключенными договорами, о наличии подвижного состава.
Прокуратурой вынесено представление о недействительности реестра маршрутов, разработанных департаментом и утвержденных его руководителем, так как это является нарушением ст. 12 закона №220.
В соответствии с частью 2 статьи 12 закона №220 маршруты считаются установленными с момента их утверждения.
Поэтому считаю целесообразным начать установление работы общественного транспорта в Омске как бы «с чистого листа», так как необходимо все мероприятия по оптимизации реестра маршрутов подвижного состава провести поэтапно, в соответствии со статьей 39 закона №220.
Также Омскому городскому Совету, в соответствии с частью 1 ст. 5, в которой сказано:
«Регулируемые тарифы на перевозки по муниципальным маршрутам регулярных перевозок устанавливаются органом государственной власти субъекта Российской Федерации, если иное не установлено законом данного субъекта Российской Федерации», необходимо сделать обращение к Законодательному Собранию Омской области о передаче полномочий по установлению тарифов по регулированным тарифам Омскому городскому Совету.
Это необходимо для исключения лишнего бюрократизма, а также с целью уменьшения дотационных расходов муниципального и регионального бюджетов на поддержание муниципального дотационного транспорта.
Предлагается следующая схема решения данной проблемы.
1. Практически все маршруты в г. Омске становятся регулируемыми, в том числе маршруты, обслуживаемые частными перевозчиками.
2. Омский городской Совет, к примеру, устанавливает общий тариф в 22 рубля. Данный тариф не покрывает расходов муниципальных предприятий, себестоимость услуг которых РЭК установила в 27 рублей, однако такой тариф завышен для частных перевозчиков.
Поэтому, так как с муниципальными предприятиями и частными перевозчиками для работы на маршрутах проводится открытый конкурс и заключаются договоры (контракты), то в договоре с МУП оговаривается дотация. В договоре с частными перевозчиками указывается, что им, в связи с высокой рентабельностью, оплата по работе на маршруте устанавливается примерно в 20 рублей, в соответствии с затратами, а если эти затраты будут выше и будут подтверждены документально, то тогда и они получат дотацию, что оговаривается в договоре в соответствии со ст. 421 Гражданского кодекса РФ.
При этом в соответствии со ст. 14 части 5, в которой сказано:
5. Документацией о закупках работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок по регулируемым тарифам, либо государственным или муниципальным контрактом (в случае осуществления закупок таких работ у единственного подрядчика) могут устанавливаться:
1) обязанность подрядчика перечислять полученную им плату за проезд пассажиров и провоз багажа заказчику или оставлять ее в своем распоряжении;
поэтому все перевозчики, как частные, так и МУП, производят перевозку пассажиров по билетной продукции, выпускаемой за счет Администрации Омска.
Благодаря этому в казну муниципалитета Омска поступят 2 рубля за перевозку пассажиров от частных предпринимателей, которые пойдут на покрытие субсидий МУПам.
Это будет потому, что у частника рентабельность выше за счет меньших накладных расходов, более нового транспорта и меньшего класса. При этом будет осуществлен учёт как пассажиропотока, так и затрат и прибыли частника.
Договоры предлагается заключить первоначально на один год, с последующим уточнением маршрутов и тарифа.
3. Следует ограничить протяженность межмуниципальных маршрутов, идущих из поселков пригорода, транспортным узлом, в котором пересекаются несколько муниципальных маршрутов. Это снизит тариф для жителей поселков, добирающихся до Омска, так как в любом случае они производят пересадку на другие маршруты для дальнейшей поездки до места назначения. В то же время уменьшится интервал движения маршруток от поселков.
4. Следует ограничить протяженность маршрутов в Омске частных перевозчиков, которые, как правило, дублируют другие маршруты, в том числе и муниципальные, что способствует созданию пробок на центральных улицах.
5. Принять меры для уменьшения количества транспортных средств малого класса на маршрутах, использующих центральные улицы Омска. Для этого использовать на этих маршрутах транспорт более высокого класса.