При этом сидеть можно где угодно – лишь бы мышцы ног выдерживали: на лестнице, на ступеньках перед музеем или совсем классический вариант – рядом со штангой. Ну а если вы – сама Queen B, то можете себе позволить присесть даже на крыше тонущего полицейского автомобиля.
Почему все теперь сидят «на кортах»?
Очевидно, в 2016 году модно сидеть на корточках, потому что эта поза кажется эстетичной. Это стало своеобразным невербальным кодом, выражающим некое трендовое сознание, не указывая на него напрямую. Человек, сидящий «на кортах», добивается в интернете признания со стороны похожих на него. Большинству меньше 30 лет.
Исследователь Чарльз Льюис пишет в своем эссе «Фотография, консьюмеризм и патриархат» (Photography, Consumerism and Patriarchy) о влиянии фотографии на привычку позировать перед камерой: «Некая поза, случайно принятая в обычной жизненной ситуации, становится стандартной, когда на нее обращают внимание фотографы».
Мы уже знаем это на примере «дакфейса» (Duckface, портрет со сложенными по-утиному губами), на смену которому в 2015 году пришел «рыбий зевок» (Fish Gape).
Прежде чем некая поза (или жест) станет предметом многочисленных интернет-мемов, у нее есть лишь небольшой круг поклонников – так называемых ранних последователей (easy adopters). Они принимают эту позу, фотографируются и распространяют свои фото в социальных сетях. Тем самым они исключают из своего круга людей, которые не понимают этого кода.
Ситуация приходит к апогею, когда эта поза становится мейнстримом – после этого этакий «фактор крутости» уже постепенно начинает терять свое значение и теряет его до тех пор, пока не станет предметом насмешек. Так что лет через пять мы, наверное, снова сможем смеяться над самими собой.
«Русские корточки» уже стали мейнстримом?
Трудно сказать. Первые признаки превращения в мейнстрим уже заметны. Бейонс появилась в этой позе в клипе Foundation, где она сидит на крыше полицейской машины. Путин тоже иногда садится на корточки.
В это же самое время – совсем недавно, в январе, на странице в Facebook, посвященной «русским корточкам», состоялся первый конкурс по русским корточкам, Russenhocke-Challenge, на который пользователи могли прислать собственные фотографии. Сейчас у этой группы порядка 1440 лайков. Соответственно, не слишком велико и число присланных на конкурс фотографий. Массовый тренд все же выглядит по-другому. За фотографию, удостоившуюся наибольшего числа лайков (139) ее авторы получили приз в виде купона на 20 евро для покупок на сайте Amazon. Победители – Саша и Иван – до сих пор не могут решить, какие тренировочные штаны им купить на этот купон.
Так что не исключено, что это останется интернет-трендом еще на некоторое время.
А разве «корточек по-русски» не было раньше?
Да, «русские корточки» появились не вчера. По поводу того, модификация ли это известной рэп-позы или они имеют совсем другое происхождение, пока ведутся оживленные дискуссии. Во всяком случае «рэперские корточки» стали популярны в соответствующей среде еще в 1990-х и начале 2000-х годов, когда фотографии исполнителей, сидящих на корточках, украшали обложки их альбомов.
Свою лепту в популяризацию этой позы внес и уголовный мир. Кроме того, сидение на корточках широко распространено на Ближнем Востоке и в Юго-Восточной Азии. Там во главе угла, возможно, стоял фактор одежды: мужчины часто носят широкие юбки или – в арабском мире – балахоны, в которых сидеть просто удобнее, чем в джинсах.
Сидя на корточках «по-русски», не только очень удобно пить алкогольные напитки в ожидании ночного автобуса, в некотором смысле это и выражение благожелательности: эта поза, как и одежда, исключает из собственного круга посторонних – кто не сидит на корточках, тот не с нами. Сидеть с братанами на кортах – примерно то же самое, что, сидя во дворе, пускать одну сигарету по кругу.
Где пролегает грань между корточками «по-русски» и «по-рэперски», людям, далеким от этой темы, понять довольно трудно. Однако очевидно, что, когда люди сидят на корточках «по-русски», они не складывают ладони, как при молитве (как это когда-то делал Джастин Бибер, а опираются локтями на колени, и их кисти рук при этом свободно свисают вниз.
В России сидение на корточках распространено среди так называемых гопников – молодых хулиганов и преступников из рабочих районов. По иронии судьбы, у них есть нечто общее с поклонниками рэперской культуры. Им также близки атрибуты рабочего класса: они пьют дешевый алкоголь, носят тренировочные штаны и серебряные цепочки.
Само по себе название «русские корточки» ни в коем случае не следует понимать как унизительное – скорее наоборот: все хотят расслабляться, как русские. Или как те, кто носит бейсболки поло и дорогие кроссовки и выдает себя за такового. Эту стереотипную картину закрепляет не только поза – для более или менее удачного приобщения к этой недалекой культуры характерен также некий фетиш уличной одежды. Дети из семей среднего и высокого класса, знакомые с этим культурным кодом, также стараются соответствовать ему – хотя и в более изысканном стиле.
Как и у любого другого интернет-феномена, у «русских корточек» появляются копии, причем далеко не всегда удачные. Так что если вдруг твои старшие братья или сестры вдруг начнут подражать этому тренду, знай: тебе пора заменить фотографию в своем профиле.
Бьянка Ксения Майер