«Ночь длинных ковшей» – так окрестила общественность массовый снос торговых павильонов в Москве, которые мэрия признала самостроем. Сначала столичный мэр «приводил в порядок» город, объявив бой наружной рекламе. Теперь под удар попали мелкие торговые точки. «Это только торжество справедливости. А также доказательство того, что не всё на свете можно купить или продать», - заявил Собянин. То же самое актуально и для Омска. Чиновники воюют с малым бизнесом, оправдываясь благими целями, а сами предприниматели считают эти радикальные меры банальным, хамским переделом рынка под приближённых к властям. Так стоит ли омским госслужащим брать пример с москвичей и гнуть свою линию?
Сергей Сусликов,
президент ИД «ТРИЭС»:
– По мере строительства светлого будущего классовая борьба с бизнесом будет, как завещал Иосиф Виссарионович, только обостряться?! Вспомним судьбу ленинского НЭПа, раскулачивание крестьянства «комитетами бедноты», уничтожением частного крестьянского сектора при Хрущеве и потом при Брежневе в 60-е. А закон о банкротстве уже в наше время, позволивший чиновникам-бизнесменам не только отнимать собственность, но и садить владельцев в тюрьмы? Пора остановиться! Чаще заглядывать в Конституцию РФ, где главной ценностью назван человек, т.е. Личность. Кремль однажды продемонстрировал цивилизованные методы: у Абрамовича, который неизвестно как стал хозяином нашего нефтезавода, государство выкупило бизнес за $13 млрд. Что мешало применить эту же процедуру в Москве? К примеру, составить план сноса киосков – лет пять назад. И выкупать у собственников по рыночной цене, предоставляя новые площадки для инвестиций. Собянин показал страшный пример чиновникам провинциальной России. Губернатор Назаров мэру Двораковскому уже Москву в пример ставит и требует сносить!
Станислав Немчинов,
владелец сети аптек «Семейная»:
– В Москве начался чиновничий беспредел. Власть имущие поставили себя выше людей и перечеркнули законы. Мы живем в бесправном государстве. Власть действует в своих интересах, прикрываясь благими намерениями.
Дмитрий Кнутов,
бывший индивидуальный предприниматель:
– Я не думаю, что передел рынка в таких масштабах дойдет до Омска. У столичных властей явно больше полномочий. С другой стороны, не удивлюсь ничему. Власть принимает дурацкие законы, которые все больше прессуют предпринимателей. В свое время мне пришлось расстаться с бизнесом, поскольку мой киоск находился в 97 метрах от школы и попал под закон о «стометровой зоне». Было судебное разбирательство, на моей стороне стоял даже Роспотребнадзор, но люди из прокуратуры сказали: «Чего вы хотите? У нас «красный город».
Александр Самсонов,
генеральный директор ООО «Группа компаний СКДЕ»:
– Я однозначно против сноса торговых павильонов, т.к страдают не только предприниматели, но и потребители, закрываются рабочие места. Правительство должно предоставить альтернативу, чтобы предприниматели не потеряли свой бизнес в одночасье. Например, выделить предпринимателям участок земли, куда будут перенесены павильоны. Естественно, эти постройки необходимо привести в единую архитектурную форму, чтобы ларьки выглядели эстетически привлекательными.
Владимир Виноградов,
директор ООО «Антикризисное управление»:
– «Своя рука – владыка». Здесь прослеживается определенная позиция Москвы, которую она навязывает регионам. Москва – «законодатель моды», так что я не сомневаюсь, что в ближайшее время рикошет долетит до нас. Эти действия возмутительны. Человек всю жизнь строил бизнес! Пусть эти киоски из начала девяностых и выглядят неприглядно, это не дает право власть имущим отбирать у людей хлеб.
Руслан Мамаев,
индивидуальный предприниматель:
– Эта история отчасти напоминает фильм «Левиафан». С другой стороны, я на собственном опыте убедился: для того чтобы с бизнесом не было никаких проблем, нужно чтобы у власти к тебе не было никаких вопросов. Возможно, еще в лихих девяностых эти предприниматели получили землю не особо честным путем, а теперь пришло время «расплаты». Предприниматели могли бы приобрести здание капитального строения, похлопотать с документами, тогда проблем с властями могло не возникнуть.
Андрей Коровин,
владелец сети магазинов «Парфюм-Лидер»:
– Думаю, вполне возможно, это может повториться и у нас. Но сам вопрос можно рассматривать двояко: не до конца понятно, что на самом деле движет властями: передел территории или желание облагородить городской пейзаж. А вообще, власти должны быть заинтересованы в создании комфортной среды для малого бизнеса: это ведь и рабочие места, и налоговые отчисления в казну. Нужно компенсировать потери предпринимателей либо наказывать тех, кто незаконно выделил им территорию.
Александр Криворучко,
адвокат:
– Считаю, что если какой-то киоск кому-то нужен, есть кому в нем покупать и продавать, но при этом он стоит незаконно, власти должны максимально облегчить процесс его легализации. Если какое-то место пользуется особым спросом, то можно разрешить там установку не трех, а двадцати трех киосков – рынок все отрегулирует.
Андрей Хабаров,
адвокат:
– В картотеке арбитражных дел ВС РФ имеется информация о рассмотрении дел по 78 объектам, которые были снесены властями Москвы. В 27 процессах судебное рассмотрение дел еще не окончено. По 48 объектам арбитражные суды приняли решение в пользу предпринимателей и подтвердили законность нахождения объектов в том месте, где их позже снесли. Только по трем объектам правительству Москвы удалось доказать факт самостроя. Таким образом, правительство Москвы осуществило снос как минимум 48 объектов, законность нахождения которых на земельном участке была подтверждена решениями арбитражных судов. Это еще один яркий пример того, что право собственности в России по факту не является абсолютным и носит временный характер. Момент, когда это право у собственника закончилось, определяет в зависимости от своих интересов орган государственной власти.
Руслан Евтихов,
предприниматель:
– Порядок на этом рынке нужно наводить как в Москве, так и в Омске. Но сначала власть должна определиться, за кого она – за красных или за белых. А то сегодня разрешают устанавливать, а завтра сносят. В целом же мне владельцев омских киосков абсолютно не жалко, потому что подавляющее большинство из них – люди, получившие данные места при помощи административного ресурса, а вот работяг, сидящих в этих киосках мне жаль.
«Бизнес курс» №05 от 17.02.2016 г.